Агарофобия и панические атаки

Что делать, если у меня панические атаки?

71527394_6

Кэрол. Более 10 лет страдаю этим страхом. Хотя может быть он был всю жизнь. Потом появились ПА. Сейчас выхожу из дома не далеко одна, чуть дальше только с кем-то. Очень хочу расширить «зону своего передвижения», а в идеале — вылечиться совсем. Мне нужен какой-то план действий для борьбы с самой собой.

Я сама себя уговариваю как могу. Иногда получается очень хорошо). Иногда не получается совсем. На работу ходила каждый раз боясь, на работе тоже схватывало частенько (тогда я запиралась в кабинете с валидолом). Мне 31. Семьи нет. Был гражданский…разошлись из-за этого моего страха. ПА появились как стала самостоятельно ездить в город. Первый раз на рынке закружилась голова…а там всё как у всех…с тех пор я больше не живу нормально.

У меня была работа, она позволяла мне хоть немного чувствовать себя «живой». Не смотря на ПА. Пространство было ограничено, но всё же была какая-то жизнь. Сейчас я без работы. С одной стороны я хочу работать на новой работе, а с другой стороны опять этот страх. У меня есть друг. Хотелось бы и подружек…но я однажды уже осознанно от них отказалась. Так как мой страх прижал меня, а признаваться в своей беде не хотелось и я просто отстранилась от дружбы. Сейчас удовольствие я получаю от простых вещей: вкусно покушать, хороший фильм, хорошая погода за окном…, а если честно, то удовольствия мало во всем этом.

Мне представляется самое страшное — где-нибудь на пол пути начнется ПА. У меня как-будто всё сжимается, туман перед глазами и я не смогу сделать ни шага. И я всегда думаю что я буду делать, куда смогу спрятаться, кого попросить о помощи.

 

 

Анжелика Васильевна. Здравствуйте! Не надо бороться с собой, ваша психика выбрала такую форму защиты, заботится таким (хотя и очень не комфортным, ограничивающим способом) о вас. Так что спасибо ей, уберегла от чего-то в какой-то момент!

А какая картина возникает перед вашим взором, когда представляете, что вам нужно идти в люди? ( Обратите внимание, не вышли, а только собираетесь мысленно) Опишите, что видите, какую внутреннюю беседу слышите, что с телом?

 

Кэрол.  Мне представляется самое страшное — где-нибудь на полпути начнется паническая атака, то всё сжимается, туман перед глазами и я не смогу сделать ни шага. И я всегда думаю, что я буду делать, куда смогу спрятаться, кого попросить о помощи.

Я пытаюсь перекрывать эти мысли позитивным настроем. Говорю себе: «У страха глаза велики»…понимаю что мои страхи перед выходом надуманны.

Иногда вот бывает всё более менее нормально, расширяю свои границы…а потом паника на ровном месте без причин…в тех местах где уже всё проработано. И я откатываюсь обратно.

 

Анжелика Васильевна. Вы описали уже пугающую картину ПА, а попробуйте вспомнить, что в открытом мире запускает страх? Так, например, при страхе публичных выступлений, человек еще задолго до самого выступления, может видеть только осуждающие глаза слушателей. Что вы увидите, когда выйдите в мир. Первый шаг и…

Кэрол. Первый шаг и…Мир большой и страшный, я одна в этом пространстве. Хочется держаться ближе к стенам, дверям…я сейчас себя насильно заставляю ходить по центру дороги…внушаю что это хорошо и комфортно.

Анжелика Васильевна. Давайте представим, что вы на пороге своего дома, стоите, смотрите в мир и слушаете себя. Только описывайте подробно. Как вы видите, что он большой. в чем это проявляется? Что страшного в это мире?

Карол. Он не устойчивый, такой как без гравитации. На пороге то он ещё нормальный…а вот стоит начать удаляться я чувствую себя очень маленькой и беспомощной что ли. Он какой-то пустой, не комфортный.

Чумакова Анжелика Васильевна. Останьтесь на пороге, а свою маленькую копию отправьте в мир. Какой вы её видите, опишите. Каково действует на неё(не на вас)отсутствие гравитации? Что там еще? А как другие люди?

 

Карол. Я вижу её пугливой, зажатой и напряженной. Её шатает из стороны в сторону, ноги ступают не уверенно и подкашиваются. Люди как серая масса, как декорации без эмоций. И мир весь серый.

 

Анжелика  Васильевна.

  1. Опишите как она выглядит, сколько лет, в чем одета, зачем отправилась в мир?Она как и все серого цвета?
  2. Где расположена ваша картинка, которую вы видите, стоя на пороге своего дома: далеко/ близко, справа/ слева, вверху/внизу, в рамке или без, со звуком или без, все движется или только героиня?

3.Опишите подробнее людей. Они прямо плоские, серого цвета, мертвые или как предметы? Что они делают, пока она идет по улице?

  1. Что вы чувствуете по отношению к ней, стоя здесь на пороге?

 

Карол. У меня есть красный пуховик. И вот я вижу её в этом ярком пуховике. Она маленькая, меньше меня, но возраста моего, лицо моё. Согнутая, зажатая. Идёт куда-то не по своей воле, идёт потому что надо идти.

Звука нет. Всё остальное так же как и в реальности, только серее. Рамок нет.

Люди как зомби. Но не в том плане что страшные, а в том плане что бездумно медленно проходят мимо. Они все в одинаковых цветах — в оттенках светло серого.

Мне её жаль.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

1.Хочется её помочь? Оцените свое желание помочь ей по 10 балльной шкале (1 -минимум)

2.Картинка прямо перед вами, близко?

  1. Люди серые, а она в красном! Они зомби отчего, представьте, кто или что их там в том мире такими сделало? Что к ним чувствуете?

 

Карол

  1. Я не хочу ей помочь, наверное это всё же 1.
  2. Сама картинка мира и людей как обычный мир. Она дальше, как будто идёт куда-то дальше. Я практически со спины её наблюдаю.
  3. Они зомби, потому что у них свои дела и заботы. Дом-работа-вот их жизнь. Она серая и не интересная.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Представьте ситуацию «как будто», как будто у вас есть возможность подарить ей метафорический подарок (талисман, например), послать помощника-проводника, дать совет, сказать слова поддержки. Что бы вы сделали?
  2. Присмотритесь, куда она идет дальше, что там в дали?
  3. Люди равнодушны к ней? Чувство, что их как будто нет вообще, рядом, она одинока?

 

Карол

  1. Я не могу ей реально помочь. Могу лишь только позвать её в укромное место, где ей не будет страшно.
  2. Обычный пейзаж нашей улицы. По сути дальше ничего нет.
  3. Люди озабочены только своими проблемами и закрыты.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Что там её пугает? Можете представить?
  2. А если ей помочь не спрятаться, а каким-либо другим способом?

 

Карол. Её пугает мир, это пространство свободное вокруг. Максимум я могу купить ей машину для облегчения передвижения. Возможно, развеселить какими-нибудь шутками, отвлечь, посмеяться с ней над этим страхом.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо! Вы можете представить себя волшебницей—

художником и раскрасить её мир приятными для вас по яркости красками, оживить людей, сделать картинку объемной, но вместе с тем слегка отодвинуть её от себя.

 

Карол. Смогла, раскрасила, оживила. Моя копия повернулась ко мне лицом, встала посреди площади, люди вокруг яркие, разные, появился звук-играет музыка.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Скажите, она стала чуть выше, больше, прямее?

 

Карол. Она стала веселее, она улыбается. Выше не стала. У неё по-прежнему есть неуверенность.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Картина по отношению к вам на том же месте? Вы её не удаляли слегка?

 

Карол. Удалила несколько. Что то изменилось в ощущениях.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Продолжим работу с картиной?

 

Карол .Я готова продолжить работу.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Тогда разверните и подробно в цвете восстановите в местоположении на вашем внутреннем экране, цвете, звуках, движении, настроении, объемности свою вчерашнюю картинку. Опишите. Присмотритесь, что при восстановлении изменилось, что осталось таким же.

 

Карол. Я хорошо помню, какой я вчера её закрыла. Сегодня она не изменилась. На ней яркие краски, дома в ярких узорах, люди в ярких одеждах, они уже не бредут одиноко, а веселятся и общаются друг с другом. На улице вместо серой зимы лето. Моя копия расстегнула красный пуховик и стоит ко мне лицом, улыбается.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Присмотритесь, какие перемены произошли с вашим двойником, может, переоделась, чуть увеличилась, выпрямилась? Даже совсем крохотные перемены, важно заметить!
  2. С чем у вас ассоциируется красный цвет?
  3. Вы помните, что вы смотрите с порога своего дома, из своего безопасного пространства на путь вашего двойника! В спокойны и чувствуете себя здесь (с этого наблюдательного поста) в безопасности. Вы описывали улицу, по которой идет девушка. Загляните дальше, через голову вашего двойника, что там вы увидели дальше? Куда она идет уже с новым настроением, с улыбкой? Опишите.

 

Карол. Из мелких изменений то, что возможно она стала нормального роста, но голова ещё втянута в плечи как-будто. Она у меня в красном потому что я хожу каждый день в этой куртке)…наверное. А вообще я нарочно разбавляю свой гардероб яркими вещами.  Она просто гуляет по площади, но сегодня я чувствую в ней тревогу.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

  1. Что изменилось на площади? Внимательно присмотритесь к мелочам?
  2. Что произошло за сутки в вашей собственной жизни?
  3. Что там, если пересечь площадь?

 

Карол. У меня за сутки произошли изменения в личной жизни, которые до сих пор меня очень сильно беспокоят. Я не знаю, как в таком эмоциональном состоянии продолжить работу с картинкой. Мне кажется на ней пропал звук…и всё уже не столь прекрасно как было(. Если пересечь площадь — там фонтан.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

1.Что произошло, можете обсудить со мной?

  1. Картина часть вашего мира, помните эффект бабочки, которая легким шевелением крыла способна вызвать бурю. Так что эта трансформация естественна, не пугайтесь. Кроме того, мы еще не завершили работу с картиной, а только в одной трети.

Карол. У меня есть друг. Мне сложно назвать его своим молодым человеком. Вчера мы поругались и я его понимаю. За три года мы успели наскучить друг другу. Раньше мы работали почти вместе и виделись вечерами. У нас были полноценные отношения. Всё было ничего. Я не говорила никогда о своей проблеме. Как то и так всё устраивало, без дальних поездок. А тут он поменял работу, я осталась без работы. У нас появилось больше времени друг на друга…и стало невыносимо скучно в четырех стенах. Он не понимает почему я не хочу с ним на машине поехать в кино…или просто по магазинам. Ему хочется полноценных таких отношений социально активных. Вчера я сама разорвала отношения, там накопилось много проблем, потом сама же помирилась. А сегодня он опять диктует условия…пытается сломать. Но страх сильнее, я не могу вот так взять и поехать.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Почему вы ему не доверите свою проблему? Как вы себя в этом естественном для трехлетних отношений шаге останавливаете? Опишите.

Возможно, не скука заела, а стена отчуждения уплотнилась! Возможно, конечно, отсутствие совместного проекта. В роли такового в парах часто выступают дети, бытовые планы, сильные увлечения.

  1. Удивлена, почему вы так долго терпели свою проблему! Её же можно решить или значительно уменьшить.

 

Карол. За те 10 лет, что я терплю агорафобию, у меня были и моменты ремиссии. А бывало и так что я осознаю проблему, но жизнь меня устраивает. Работа есть, деньги есть, личная жизнь какая-никакая тоже. С виду всё нормально, вот только далеко не езжу и всё. Так вот и жила. А когда вот прижимает вот так как теперь, то и не знаю, как быть.

В предыдущих отношениях я доверила свою проблему, но поддержки не встретила. Да и стыдно мне. Сейчас я просто ссылаюсь на то что боюсь с ним ездить — не доверяю как водителю…просто были моменты за которые можно подтянуть мне такое объяснение. А потом когда я работала вечерами, уставала типа.

Изначально эти отношения были свободными, просто потом я заигралась, привыкла. Он мне не пара. Мы совершенно разные, я старше. На самом деле я бы хотела иметь рядом более подходящего мне мужчину. А это всё баловство, вот только рвать почему-то больно.

Вот ещё буквально в октябре у меня был стимул и огромное желание найти новую работу, я была уверена в себе и своих силах, чувствовала себя более менее нормально. А что теперь? Почему я опять скатилась в эту апатию и страх…?

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Стыдитесь чего? В кого вас превращает стыд? В, какой персонаж?
  2. Во первых, признание позволяет мужчине выбирать, поддерживать вас или устраниться. Только так вы найдете отношения с тем, кто, как ваш отец, способен поддерживать ради любви, обладает мудростью и широтой душевной.
  3. Поскольку отношения кажутся вам не очень подходящими, то риск потерять неподходящие отношения невысок. Нужно подготовиться и, когда почувствуете готовность, сказать.

 

Карол. Я стыжусь ненормальности данного заболевания. Это не грипп и орз, агорафобия у меня ассоциируется почти с какой-то шизой. Это болезнь психики…потому мне и стыдно признавать это. Я считаю это психически не нормально для себя.

Я не воспринимаю эти отношения как надежные или постоянные. Зачем мне кому-то признаваться в своей ненормальности? Особенно по сути чужому человеку

 

Чумакова Анжелика Васильевна. А как вы признаетесь тому, кто будет иметь для вас большую ценность, если чужому не можете? Но это ваш выбор.

 

Карол. Я надеюсь что к тому времени я вылечусь). И мне не придется признаваться.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Продолжим с картиной: Присмотритесь, если провести линию от вашего безопасного порога чрез площадь в будущее, в пространство за вашей идущей копией, то что там увидите?

 

Карол. Я вижу там почему-то зеленые поля, дорога, идущая куда-то в даль, а  вдали холмы.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Все время помните, вы картинку создали, вы её хозяйка, а н она над собой! Вам её и преобразовывать. Придайте её цвета, звуков, объема, воздуха, жизни. Если она приблизилась к вам за это время, то отодвиньте. Что почувствовали?

Карол. Действительно, я прибавила как Вы сказали и она приблизилась объемно ко мне. Отодвинула. Теперь в ней больше красок и больше оптимизма, снова играет музыка.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Отлично! Тогда снова всмотритесь в то будущее, там где луга. Спросите себя, там уже нет проблемы?

 

Карол. Кажется, что там нет проблемы. Но переместиться самой в те луга немного тревожно.

 

Чумаков Анжелика Васильевна. Вы торопитесь! Кому туда переместится тревожно вам или двойнику?

 

Карол. Мне…Смотреть из далека как на картинку, мне кажется там спокойно и нет проблем.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. А вашей копии как?

 

Карол. Моей копии там гораздо лучше. А мне перемещать её уже туда? А то я сейчас опять могу поторопиться.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Представьте, что вы, стоя на своем безопасном пороге, в спокойном защищенном пространстве, перенеслись в будущее, туда в зелень и просторы свободы. Теперь вы смотрите на картину из будущего, где нет проблемы на свою копию. Как вы её видите оттуда? Опишите.

Карол. Моя копия выпрямилась окончательно. Она идёт по дороге посреди зеленого поля расправив плечи и вдыхая чистый воздух с удовольствием. И ещё она сняла пуховик). Как будто убрав лишнюю защиту.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. У вас какое чувство к этой трансформировавшейся картине? К своему двойнику?

 

Карол. Я рада за неё. Я чувствую какую-то внутреннюю свободу в произошедшем изменении.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вот она идет вам навстречу!Вы находитесь в своей реальности, где нет проблемы, нет ограничений. Вы можете сделать шаг ей на встречу? Выйти из проема двери там в будущем?

 

Карол. Да, я могу это сделать.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Помните, вы в будущем. Делайте этот шаг. Опишите ощущения тела и все параметры.

 

Карол. Я чувствую легкий ветерок, свежесть. Я иду босиком по дорожке. Мне хочется танцевать, кружится от ощущения простора этих полей. Я иду вперед. Моё тело без изменений.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Когда встретите своего двойника, поприветствуйте, обнимите, примите, возьмите с собой туда, где нет проблемы. Где ваш порог сейчас в будущем.Внимательно наблюдайте за своими чувствами, ощущениями, эмоциями и желаниями. Описывайте.

 

Карол. Мне нравится пребывать в этой картинке, но меня всё ещё тяготит мой тот порог. Я не хочу оглядываться, но я предпочитаю помнить о его существовании. Как-будто если что, то я смогу обратно выпрыгнуть в полную безопасность (Всё же там мой дом. Там мои стены)

 

Карол. Я на картинке, но я чувствую практически спиной тот самый порог.

Чумакова Анжелика Васильевна. Как чувствуете, как ресурс, подстраховку или ограничение?

 

Карол. Как подстраховку!

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Будем завершать на сегодня.

  1. Впитайте в себя и сохраните все ощущения, чувства из этого путешествия и вернитесь с этими подарками в настоящее, кода вы стоите на своем безопасном пороге перед привычной улицей площадью. Снова посмотрите на свою копию, как она там, какая, что сейчас чувствуете к ней? Какие появились желания?
  2. Помните, вы автор картины из волшебных красок, трансформировать можно не стирая стеркой, не путая краски, а так как захочется! Вот такое у нас волшебное бессознательное!
  3. Работа по перепрограммированию медленная и требует времени (все же меньше 10 лет)))), сосредоточения на ней, на образах и чувствах. Не торопите себя. Придет время, когда начнете экспериментировать в реальности, пока рано.

 

Карол. Вернувшись в настоящее у меня возникает чувство зависти к своей копии, потому что она там, а я тут. Я как бы воодушевлена данной прогулкой и моя привычная улица мне не кажется такой уже пугающей. Моей копии хорошо там, она смотрит и ждёт меня снова.

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо, аккумулируйте это чувство и живите в нем сегодня, здесь и сейчас.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Здравствуйте! Хорошо бы дальше двинуться в работе!)))Жаль, что возникают перерывы.

 

Карол. Здравствуйте! Я Вас очень ждала! Работать готова с большим удовольствием!

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Как ваше самочувствие на данный момент времени, как сейчас проявляется ваша проблема?
  2. Разверните свою картину. Вы смотрите на неё из своей реальности, стоя на пороге в сегодняшнем дне. Опишите, что вы видите на ней сейчас? Что чувствуете?

 

Карол. Я всё так же хочу побороть агорафобию. Но вот вчера не смогла побороть себя, опять тревога на улице, не пошла туда, куда хотела бы. Смотрю на других и не понимаю, почему я так не могу….((( Я развернула свою картинку. На ней моя копия сидит на траве, смотрит на меня. Она не изменилась. Чувствую я то, что хочу туда к ней, где хоть какое-то разнообразие.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вот же стремление бороться в нашей крови! А сказать спасибо? Попробуйте (хотя это бывает и вызывает много внутреннего протеста))) парадоксальное действие: вместо ненависти, желания изгнать скажите своему симптому спасибо! Поэкспериментируем?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Будьте внимательны, цвета, звуки, объемность, контрастность, величина на картине не изменились? Где на картине остановился и сидит ваш двойник?

 

Карол. Интересный вариант)…никогда не говорила спасибо своему страху).

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вот и напишите список благодарностей (может даже не за один раз получится, но он важен!

 

Карол. Картинка была плоской, как фотография. Я немного добавила ей жизни, оживила…как тогда. Или я опять тороплюсь?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Нет, не поторопились, все хорошо! Тогда описывайте, ответьте на мои вопросы про вашего двойника, подробнее разглядите людей, то что в перспективе в дали.

 

Карол. Я не совсем поняла…список за что я могу сказать спасибо своему страху?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Да, верно!

 

Карол. Двойник сидит «в позе лотоса» напротив меня (если так можно сказать). Смотрит на меня. Сидит достаточно близко. Ветерок летний колышет её волосы. Изначально на этой картине не было людей. Но если представить их наличие где-то вдалеке, то они веселые, в красивой одежде, ходят парами.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

  1. Спросите себя с чем, кто/что приносит человеку пользу таким способом, ассоциируется ваш страх?
  2. От чего он вас уберег, оградил? Есть же мудрость, что «нет худа без добра», не будем спорить с народным опытом!)))

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

  1. Картинка должна быть не чистой фантазией, а той улицей, которая в реальности вас максимально останавливает в передвижении. Перечитайте нашу переписку, вспомните. Но она уже вами была трансформирована, но без потери реалистичности.
  2. Оставьте свою главную личность на пороге. в безопасности. А сами войдите в своего двойника. Она уже прошла путь развития, который привел её к избавлению от фобии, она свободна, она иная. Озвучьте послание этого образа, что она хочет вам сказать.

 

Карол. 1. Ой, я подумала, и мне стало страшно от этих мыслей. Первое что пришло в голову, что страх как приносящий пользу ассоциируется у меня с бабушкой. С такой заботливой, что шагу не даёт вступить, всё сама делает. Ну не с моей бабушкой, а с какой-то такой выдуманной старушкой. Типа говорит: не надо, не ходи туда, я сама всё сделаю…сиди на печке))). Даже если я хочу пойти, она говорит: Зачем? И я начинаю сомневаться….

  1. Он сделал меня ленивой. Но в то же время очень изобретательной. Ведь жить с агорафобией не просто, надо как-то решать задачи, которые возникают каждый день. От чего конкретно оградил я не понимаю. Оградил от мира…сказал что там страшно и не комфортно(((…и тебе там будет плохо. Хотя вот сейчас написала это предложение и вспомнила, что это практически слова моей мамы. Она всегда переживала за меня, не отпускала одну с классом в походы и в театры, на разные там экскурсии. Всё это мотивировалось тем, что меня укачает в автобусе, мне станет плохо и меня заберут в больницу. Когда я на последний звонок с боем (просто уже моя подруга слезно уговаривала) уехала всё-таки в Питер, она все эти три дня изводила себя страшилками про то как мне там плохо.

И вот сейчас я пишу всё это и вспоминаю Питер. У меня и тогда уже была агорафобия. Просто вспомнилось, что я старалась передвигаться с классом. Одна в чужом месте оставаться не могла. Потому-то я и думаю, что у меня агорафобия от воспитания. Изначально появилась она, а уже потом эта фобия довела до ПА.

 

Карол. А, поняла). Она говорит, что свободно ходить — это счастье. Но войти в неё и оставить себя одновременно на пороге сложно мне и тревожно(.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Действительно, такой формат работы как у нас влияет!

Нужно войти в образ вашего двойника и побыть им, прочувствовать его опыт, перенять его способность жить без проблемы, насладиться его свободой как своей. Будьте внимательны к ощущениям тела в этот момент! Попросите у нее подарок в память о вашей встрече. Что это?

 

Карол. Это чувство свободы и радости. Я и сама испытываю в реальности эти чувства когда передвигаюсь самостоятельно без страха (бывает и такое). Почему-то она дарит мне ракушку-магнитик. У меня дома есть такая).

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо!

  1. какой смысл содержит в себе ракушка? Какую подсказку для решения вашей проблемы? Какой совет: как жить так, чтобы не пугать себя (парадокс, вы страдаете, но продолжаете неосознанно делать это с собой), она дает?
  2. Вернитесь к себе на порог, позовите своего успешного двойника вернуться к своей хозяйке-главной личности. Что происходит?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Представьте бабушку детально в цвете перед собой так, как будто она реальная, с ней можно поговорить. Поблагодарите, что уберегла от …перечислите от возможных жизненных опасностей, которых избежали (пофантазируйте) благодаря такой заботе. Скажите , что такая форма заботы вам уже не подходит, вы не ребенок, взрослая и отныне будете сами обеспечивать себе безопасность, но её забота должна принять другой вид, не пугать. Попросите начать по-другому проявлять заботу, не удушая. Что получится, опишите.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. С мамой нужно психологически завершить отношения из прошлого, собственно они и существуют только в вашем внутреннем мире. В реальности у вас уже отношения изменились (может и не кардинально)

 

Карол.

  1. Жить надо в своё удовольствие. Хочется на море. Когда у меня была длительная ремиссия мне тоже безумно хотелось на море и я туда поехала. Нужно больше отдыха и только позитивные мысли. Нужно искать приключения, не бояться хороших перемен. Перед поездкой не думать о плохом, а думать о том как будет здорово.
  2. Когда двойник вернулся в меня на мой порог, я почувствовала, как будто, от меня исходит свечение. Как в сказках или фантастических фильмах. я приобрела новые свойства, новую силу. Мне уже не хочется стоять на пороге, меня тянет на улицу – туда, где до этого был мой двойник.

 

Карол. Мне кажется, бабушке стало грустно, но она понимает, о чём я. Для бабушке это было смыслом жизни. Она принимает мои слова и готова поменяться. Может не сразу, но будет стараться.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо, что ракушка ассоциируется с позитивом! А как живет ракушка? Каким опытом защищенности в любом месте мира она могла бы с вами поделиться? В чем её секрет?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вы двойника приняли в себя и усвоили его опыт решения проблемы? Теперь попытайтесь выйти в свой реалистично-воображаемый путь по своей реальной улице и городе. Слушайте себя в этом эксперименте.

 

Карол. Да! Я иду уверенно и с удовольствием. У меня будто появились силы. Я вдвойне увереннее и сильнее. Страх как-будто заблокирован, я иду и не о чём не думаю. Чувствую только что снова под ногами земля, мир реален и не пугает.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вы правы, это так и есть! Смысл этой вашей субличности служить вам, заботиться о вашей безопасности. Но она сама, боюсь, не придумает, как можно обеспечить вашу безопасность в большом мире, кроме запрета, запугивания! Подумайте, какие варианты мыслей, чувств подошли бы для этой цели, на которые она могла бы заменить свой привычный вариант заботы.

 

Карол. Думаю, что мне бы вполне хватило просто любви и поддержки от бабушки.

 

Карол. Вот это для меня сложные вопросы)). Для меня ракушка — это позитивные воспоминания о приятном отдыхе. Это тот предмет, который я прикладываю к уху, чтобы услышать море (хотя это конечно не море))). Моя ракушка очень крепкая, очень плотная. Её так просто не сломать. Ещё ракушка это чей-то дом. А когда-то домом ракушки было море.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Море это мир ракушки! Её дом в ней самой! Это очень символично для вас! Станьте ракушкой и дайте совет о её лица Кэрол

 

Кэрол. Я понимаю, о чём Вы говорите про ракушку, но мне трудно сформировать это словами

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Ничего, не все сразу. Возможно, следует ракушку изобразить цветом на листе А-4, рассмотреть лучше и прочувствовать глубже. Она откроется вам обязательно!

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Как, в виде, каких ощущений тела, чувств, мыслей, образов ваша заботливая часть «бабушка»  может давать вам любовь и поддержку? Сформулируйте.

 

Карол. Охранение в виде спокойствия, правильного восприятия ситуаций, правильной трактовке происходящего. В виде уверенности, веры в мои силы.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Постарайтесь вспомнить ситуации (три как минимум) и опишите письменно на листке, как вы чувствовали свою уверенность и спокойствие. Опишите ощущения тела, эмоциональное состояние в тот момент.

 

Карол. Письменно на листке? А сюда только ощущения после написания?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Да! Мысли, чувства, ощущения тела, внутренние ваши беседы с собой.

 

Карол. До выполнения задания, я думала, что буду испытывать вдохновение от подобных воспоминаний. Но вот я написала и испытала тоску по этим моментам. Хочется побыстрее избавиться и в то же время тревога…а вдруг. Так здорово когда я ходила уверенно и меня ничего не волновало. Я чувствовала себя по-настоящему живой и активной.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Не расстраивайтесь, это задание я дала вам не для ресурсирования, за ним и не предполагалось вдохновения))) А для того, чтобы определить, каковы ваши способы описания ресурсных состояний.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вам придется потрудиться (потому что работа идет в письменном формате, в аудио проще) Опишите подробно все три картинки ( по одной) так, как будто картинка сейчас перед вами. Это задание поможет сформировать инструмент для ваше части под названием бабушка.

 

Карол. Я когда анализирую эти ситуации, то понимаю, что в них я чувствую себя уверенно, потому что более сильные эмоции вытесняли страх. Была мотивация.

Например, ситуация первая: Я ходила устраиваться на работу. Решительная, уверенная. Мы расстались на почве моей безработицы с МЧ. И вот я такая всем назло поехала в другой район, прошла собеседование (не удачно, но всё же), потом поехала ещё к МЧ. Похвасталась своими успехами. Потом домой ещё сама вернулась. И мне нравилось быть такой в тот день, нравилась эта активность.

 

Карол. Я взяла эту самую ракушку в руки. Она очень крепкая и сильная. Она не из тех, что быстро ломаются, её даже раздавить то будет сложно. Какой совет она может мне дать? Что надо быть сильной где бы я не находилась и уверенной в себе. В зоне своего комфорта или где-то ещё, я в безопасности. Всё что мне нужно у меня есть.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

  1. Иначе говоря, ваш дом все время с вами! Ваша устойчивость, защищенность. все необходимое с вами!? Что вы почувствовали в ответ на послание ракушки?
  2. Почувствуйте вашу крепкую раковину в вашем теле? Как вы это ощущаете?

Карол. Мне было трудно осознать что «мой дом со мной».  Это новая мысль для меня ощущается вполне приятно. Как будто я в доспехах что ли).

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Проверьте, не мешает ли чему ракушка, не ограничивает ли? Ощущения доспехов постепенно трансформируются, превратятся в некое ощущение стержня, опоры внутри.

 

Карол. Ощущение от ракушки не мешает. Скорее как камень в районе груди или желудка…но не тот что давит, а тот что выполняет функцию опоры.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. А что было бы гармоничнее в качестве опоры, более вписывалось в ваше внутреннее пространство? Если представить, что вы имеете в своем внутреннем мире замок (есть такой архитипический образ, доставшийся нам от предков. хотя, увы, мало кто из нас им владеет в реальности))), то какой частью замка мог бы стать этот камень?

 

Карол. Этот камень был бы частью какой-то несущей стены в задней части замка.

 

Карол. Сложно сказать, что было бы гармоничнее в качестве опоры.  Мне тут статья одна нравилась на сайте про заземление. Там было упражнение, нужно было представлять что от тебя идут корни в землю. Возможно, такая опора в виде дерева была бы мне ближе.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо! Но у нас не дерево, у него ассоциативно другие характеристики. А что он дыру закрыл в стене замка или как то иначе встроился?

 

Карол. Нет, он не затыкал дыру. Он необходимая часть стены.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Увидьте этот ваш успешный опыт со стороны (а не изнутри, как сейчас описали). Опишите как картинку.

 

Карол. Здоровая, успешная, целеустремленная девушка. Передвигается уверенными шагами по городу. К чему-то стремиться, о чём-то мечтает. Есть свои планы. Живёт интересной жизнью. Сама выбирает куда ей идти. На улице солнце, отличная погода. Хочется жить.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Опишите размер картинки, цвет, местоположение, рамка, близко/далеко, звуки, другие люди и проч. Мне важны все нюансы описания. Вы же это уже делали в первой картине. Мы с ней продолжим, когда разберемся с бабушкой.)))

 

Карол. Картинка меня успешной большая и близко, без рамки, очень реалистична. Смешно как-то, но я опять в пуховике этом красном, хотя на улице всё зеленое (лето). Людей нет на улице, но они есть в автобусе, машинах. Люди обычные. Звук если и есть, то тихий. В реальном мире, на том перекрестке что я себе представляю, достаточно шумно и очень много машин. На моей картине машин мало. Практически нет. Есть только автобус на котором поеду. Моё тело обычное, рост обычный, не скована.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Какие чувства преобладают, кода смотрите на эту картину? В теле, где есть ощущения, какие?

 

Карол. Волнение в груди

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Давайте вернемся к той хранящей вас части, которая персонифицировалась образом бабушки. Попросите её перечислит действия, которые она совершала, чтобы вас защитить, оградить. Например, порождала в теле спазм; заставляла чувствовать нехватку воздуха; показывала страшные картинки и проч. Появится список в правом столбце. Затем продолжим.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вам понадобиться листок и карандаш, чтобы подобрать антиподы поведения и чувств, которые до сих пор к вам применяла ваша хранящая часть.

 

 

Карол. Моя хранящая часть раньше:

  • Рисовала страшные картинки
  • Заставляла дрожать внутри всё тело
  • Вызывала спазмы в голове
  • Создавала пелену перед глазами
  • Делала этот мир чужим
  • Шатала, делала неуверенную походку, ватные ноги
  • Заставляла чувствовать слабость
  • Вызывала головокружения
  • Сковывала всё тело в напряжении

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Теперь к каждому действию подберите и запишите замену. То, которое будет более комфортно для вас, не ограничивая свободы, все же вас охранять.

 

Карол. Теперь будет:

  • Создавать позитивные картинки.
  • Успокаивать и приносить душевную гармонию в моё тело.
  • Приносить покой в мою голову.
  • Давать возможность видеть чётко.
  • Принимать этот мир и не пугать им.
  • Дать крепкие ноги и равновесие.
  • Давать силу телу и духу, мотивировать.
  • Давать опору.
  • Расслаблять.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо, все получилось!

  1. Только слова с частицей «не», помня о законах функционирования бессознательного, стоит заменить.

2.Что такое мотивировать в вашем понимании?

  1. Что такое расслаблять?
  2. Обратитесь к своей части, которая персонифицирована как бабушка, а)поблагодарите за то, что заботилась о вас как об очень маленькой. Сообщите, что вы выросли и готовы сами отвечать за свою безопасность.

б)станьте на место бабушки, перевоплотитесь в неё, а свою главную личность оставьте на своем стуле. Что она ответит на вашу благодарность и просьбу? а)Попросите продолжать заботиться, но в меньшей степени. Определите, сколько процентов из 100 вы можете оставить ей? Скажите, что уменьшаете её зону власти до …%

б) Опять станьте на её место и послушайте её ответ и эмоциональную реакцию.

а) Перечислите способы которыми она заботилась, и предложите из заменить на ваши

б) Станьте на её место, каков ответ, эмоции?

Карол. Мотивировать –ставить цели, одобрять. Процентов из 15 можно оставить ей.

Расслаблять в  данном случае снимать мышечное напряжение.

Станьте на её место, каков ответ, эмоции? — бабушка была приятно удивлена предложенными вариантами. Такое чувство как-будто она не знала, что вот так по-другому тоже можно заботиться.

Чумакова Анжелика Васильевна. Вы молодец! Действительно, субличность обслуживает какую-то нашу потребность, стоит за неё горой, ей трудно увидеть картину возможностей шире! Заберите свою бабушку любым способом, который придет в голову (слейтесь, вдохните, присвойте)

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Как сейчас ваше самочувствие? Выходили ли на люди, каков результат?

 

Карол. Я выхожу на люди каждый день раза по два-три. По-разному бывает. В случае тревоги пытаюсь настраиваться. Но всё же границы ещё слишком узки для меня, хочется ходить дальше. Боюсь элементарно пересилить себя и пойти на страх…

Хотя в голове уже что-то меняется. Я практически перестала бояться ещё перед выходом.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Вернитесь к себе на порог, позовите своего успешного двойника вернуться к своей хозяйке-главной личности. Что происходит? Что чувствуете?

 

Карол. Когда двойник вернулся в меня на мой порог, я почувствовала, как будто, от меня исходит свечение. Как в сказках или фантастических фильмах. я приобрела новые свойства, новую силу. Мне уже не хочется стоять на пороге, меня тянет на улицу — туда где до этого был мой двойник.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Давайте проконтролируем сделанное:

  1. Как ваши ощущения ракушки-камня/опоры-стены замка?
  2. Пригласите снова «бабушку», которая, насколько я поняла, согласилась признать вашу взрослость и способность хранить себя самостоятельно и сменить форму заботы о вас. Есть ли изменения в образе? Выслушайте её. Спросите, как ей кажется, готовы ли вы свободно ходить по городу?

 

Карол. Я стою на пороге. Я более уверенно смотрю на мир. Мир реален — это моя улица.

Ракушка-камень переместился в район позвоночника и стал одним из позвонков…или даже самим позвоночником. Бабушка стала более радостная и добрая. Но мне почему-то стало тревожно хотеться прошлой заботы. Но я заставила себя вспомнить, что теперь она заботиться обо мне иначе и более продуктивно и стало немного легче.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Послушайте себя, вы готовы сделать один лишь шаг на эту улицу, что перед вами? Внимание, дальше не ходите, просто выйдите и осмотритесь. А потом вернитесь на порог.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Каждое утро воспроизводите в теле свое ощущение устойчивости, твердости и гибкости своего стержня-позвоночника. Слушайте свои ощущения, используйте их как ресурс устойчивости.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.  Ничего страшного, все новое всегда вызывает легкую тревогу, это нормальная здоровая реакция психики. Перечитайте свой договор с «бабушкой», вспомните конкретно, какие действия она теперь для вас делает.

 

Карол. Да, я готова сделать шаг. Передо мной моя улица, дома, машины. Я осмотрелась и вернулась. Я даже переписала этот договор  на лист бумаги. Стало спокойнее.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Здравствуйте! Хорошо, вы молодец, сделали качественную работу. Теперь предлагаю задумать какое либо место-цель для похода в вашем городе и сходить туда. Только помните, пожалуйста, что город, который вы представляете реальный. Следите за чувствами ощущениями тела.

Чумакова Анжелика Васильевна. Хорошо! Возможно, время от времени полезно будет вызывать образ этого вашего хранителя-бабушки и беседовать с ней просто так.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Насколько вы связываете появление проблем у вас и вашей сестры с маминой историей? Были ли психологические проблемы в мамином роду? Какие?

 

Карол. В мамином роду все невротики. Бабушка всю жизнь пила успокоительные и был у неё короткий период агорафобии. Она рассказывает, что её очень сильно мучила тоска и душевная боль. Даже пришлось пойти к психиатру. И даже вроде у дедушки был какой-то страх. Но психически больных не было. Я не знаю насколько всё это связано. Просто мне кажется, что у меня это от воспитания. Я всегда не любила отдаляться одна от дома. А вот сестра наоборот, даже сбегала из дома. Но итог один — у нас невроз. Она больше боится одна дома оставаться. А я вот наоборот.

 

Карол. А в реальной жизни я должна туда бояться ходить, куда запланирую сходить в воображении?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Да, вам нужно выбрать место, куда вам в реальности сложно было дойти. Это проверка.

 

Карол. Меня по-настоящему «накрыл» невроз где-то через год после смерти мамы. Хотя и в более раннем периоде у меня был случай. Меня подруга позвала к себе в гости. А это далеко и я так далеко никогда не ездила одна. При этом я никогда до этого там не была. Утром я встала со слабостью и тошнотой. Сославшись на плохое самочувствие, я не поехала. Как только я отменила поездку — симптомы улетучились. Тогда я ещё не понимала, что это начало невроза….

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Спасибо. Похоже, симптом по форме модифицируется в разных поколениях, нужно найти содержание. Это еще одна линия работы над вашей проблемой.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Теперь предлагаю задумать какое либо место-цель для похода в вашем городе и сходить туда. Только помните, пожалуйста, что город, который вы представляете реальный. Следите за чувствами и ощущениями тела.

 

Карол. Я выбрала магазин. В мыслях я почти спокойно дохожу до него, покупаю немного тревожно. Выхожу и испытываю дискомфорт перед улицей. Возможно меня немного «накрывает» паникой на несколько секунд, но куда деваться)…иду обратно домой.

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Что тревожило, когда покупали? Подробно опишите картину в магазине.
  2. Как выглядит улица, на которую вы выходите? Подробно опишите картинку по параметрам.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Давайте сделаем практику: сядьте удобно и закройте глаза. Внутренним зрением оглядите свою комнату, свою квартиру. Если бы покой и уверенность, безопасность имела цвет, то какой это был бы цвет? А имеют ли эти состояния температуру? Какую? Этим цветным светом и теплом/прохладой (если оно характерно) наполнена ваша квартира. Она сияет, источает тепло/прохладу на весь ваш жилой район. Увидьте это. Теперь посмотрите, как ваш свет и тепло распространились на город. А теперь свет распространился на страну (помните. как выглядит Россия) А теперь посмотрите со стороны, как свет распространился на всю землю и пропитал её. Опишите, что получилось, какие чувства, какие ощущения в какие этапы практики. Что в конце?

 

 

Карол. 1. Меня там тревожат люди, а точнее та суета которую они создают. У меня от тревоги всё сжимается и притормаживается как бы. А тут надо собраться, купить что хотела, возможно отстоять очередь хоть из двух человек, но всё же.

  1. Улица моя. Достаточно реалистично я себе не могу представить её в деталях. На моей воображаемой улице нет шума.

Признаться честно, то я это упражнение делала два раза. В тот день, когда Вы о нём написали, у меня был такой прилив сил и настроения, что мысленно почти без тревоги я не только до магазина дошла, я даже на море съездить совершенно одна попробовала. И у меня получилось в мыслях. Я и метро преодолела и в самолет села.

Я подумала что этот опыт не совсем правильный. И повторила на следующий день этот эксперимент. И тут я уже почувствовала чуть большую тревогу. Но она всё равно гораздо меньше чем на улице.

  1. Это был бы голубой цвет. Температура где-то 25 градусов, достаточно тепло. Хорошая практика. Возникло чувство единства дома и всей земли. Сначала улица стала комфортной, как бы продолжением дома, потом город, потом другие города и так потом Россия. Приятное чувство комфорта и защиты.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Начинайте свой день с этого упражнения!

 

Кэрол. Меня там тревожат люди, а точнее та суета которую они создают. У меня от тревоги всё сжимается и притормаживается как бы

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Опишите, что такое суета. Как суетятся люди, что они при этом делают или не делают?
  2. Если человек суетится в вашей квартире, то он так же действует на вас?

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Если я правильно понимаю, ваша улица отличается от реальной отсутствием шума? И только или еще чем то?
  2. Что для вас шум, опишите? Какие чувства вызывает? Дома тоже тихо?

 

Карол. Как бы это объяснить…может это и не суета. Просто мне кажется, у меня уже какая-то социофобия проскакивает. У меня ещё на прошлой работе так было. Я тяжело переносила, когда в кабинете много людей. Я себя просто не комфортно чувствую. Я работала бухгалтером-кассиром и спасалась тем, что всегда могла закрыться в кассе и переждать тревогу. А иногда мне наоборот хочется туда где люди…не знаю, мне тревожно среди них, но буквально минут через 10 я привыкаю к этой «движухе» и мне комфортно. Так же и с шумом на улице. По сути тревога проявляется так: я сижу дома, дома как бы другой «климат». Дома пространство замкнуто, дома тихо, нет посторонних шумов. А потом я выхожу на улицу и там другая «атмосфера». Я делаю несколько шагов от порога и меня начинает сжимать тревога. Если я не сворачиваю с пути и иду не смотря не на что, организм «принимает» улицу. Он как бы расхаживается. Так происходит не всегда, но в 85 % точно. Если бы не было оставшихся 15%, я бы вообще не переживала бы и более менее жила бы.

 

Карол. Да, сегодня я выходила именно с этим упражнением. Было легче.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Если я правильно понимаю, ваша улица на картине отличается от реальной отсутствием шума? И только или еще чем то?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. На одном листе бумаги нарисуйте 100%, себя в кругу из человечков. Условные такие человечки из серии палка-палка-огуречик. На втором листе нарисуйте себя одну и напишите 0 %. Представьте перед собой прямую линию на полу. У неё два полюса. На одном положите полюс полного, стопроцентного контакта с людьми. На втором полюс (рисунок) полной, изоляции и отсутствия контакта. Теперь выберите точку, на которой вы находитесь сейчас. Теперь осторожно продвиньтесь в сторону изоляции от других (контакта с собой). Наблюдайте, что происходит? Постойте на полюсе. Вернитесь на ту точку, с которой начали исследование. Опишите чувства. Потом продолжим. Сами на другой полюс не ходите!

 

Карол. Да, в воображении просто нет звуков улицы.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Прибавьте звук, но до той степени, когда это комфортно. И так прибавлять по чуть-чуть каждый день, довести до нормы.

 

Карол. Очень сложно было определиться, где я сейчас на этой прямой. Я выбрала точку ближе к изоляции. Потому что у меня много знакомых, но я не поддерживаю с ними контакта. Во-первых, потому что со своей агорафобией я не могу нормально дружить, а во-вторых, я всё же устаю от людей. Встав на полюс изоляции, мне стало грустно и одиноко. Всё же этого мне не хотелось бы. Так или иначе, совсем без людей я тоже не могу. Я вернулась на свою точку, там комфортнее, но хотелось бы быть ближе к 100% чуть-чуть.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Теперь переместитесь в точку, где максимум контактов, где много людей и вы окружены ими, их действиями. Как вам там?Вернитесь в свою исходную позицию.

 

Карол. Мне слегка тревожно и меня это тяготит. Но это гораздо приятнее, чем изоляция.

Чумакова Анжелика Васильевна. Теперь отправляйтесь снова в точку изоляции и ужу в более спокойной реакции попробуйте обнаружить не только негативные чувства, но и позитивные. Потом вернетесь на исходное место.

 

Карол. В изоляции я могу отдохнуть. Побыть наедине со своими мыслями. К тому же я могу быть самой собой, мне не нужно ничего никому доказывать. Да и вообще я никому ничего не должна. Никто там меня не может потревожить ненужными мне негативными новостями и неудобными мне просьбами.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Здравствуйте! Теперь тоже самое путешествие, только в точку полного контакта.

 

Карол. Добрый вечер! В точке полного контакта можно получить много разных знаний и определенного опыта. Контакты — это связи, а они всегда необходимы. Есть с кем поговорить, можно устроить какую-нибудь интересную вечеринку. Ну и встретить мужчину своей мечты в 100% контакте гораздо легче.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

  1. Как ваши ощущения от выходов в город? Есть ли разница в эмоциях и ощущениях в зависимости от мест, куда вы ходите?
  2. Теперь на свой биполярной линии начните медленно с закрытыми глазами (позаботьтесь о том, чтобы не удариться случайно) передвигаться со своей исходной точки в крайнюю, затем, минуя исходную, не останавливаясь, идите в противоположную точку. Потом возвращайтесь в противоположную. Такой своеобразный челнок. Следите за чувствами и телом. Сделайте 4-5 таких челночных движений, очень медленных!!! Остановитесь на точке между полюсами, в которой почувствуете максимальный комфорт.

 

Карол. Я опять скатываюсь в агорафобию. Зоны не очень быстро расширяются, мне еще страшно. От этого у меня опускаются руки. Даже если в мыслях я справляюсь со страхом, то в реальности всё иначе. Я даже во снах хожу нормально куда угодно (в том смысле, что сюжеты снов без страха).

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Не все сразу. Это симптом, который уходит не очень заметным ослаблением чувств и ощущений. Нужно быть очень наблюдательной, отмечать минимальные изменения. Это обычно не просто, ведь не получается видеть как ежеминутно, да даже ежедневно, растут волосы или ногти. И при этом не спешит))) покидать хозяйку. Опишите, как вы скатываетесь?

То, что во снах все нормально — хорошо. Там, в психике уже работает программа свободной жизни. Дайте время проявиться, продолжайте работать и верьте!

 

Карол. Я на это очень надеюсь. Это выглядит так: У меня нет силы воли заставить себя идти. Может просто мотивация понизилась, стала опять себя жалеть. Ведь вижу же, что если перетерпеть буквально секунд 30 и идти напролом, то тревога отступает, но страшно!!! Страшно идти.  Я вспоминаю как я раньше «ползала», «ездила» с огромной тревогой. А теперь сил нет.

 

Чумакова Анжелика Васильевна.

1.А вам хочется выходить или вы подгоняете себя выходить, типа: «ведь должна же я как все нормальные люди?»

  1. Что терпите в эти секунды? Куда потом это(то что терпели) девается?
  2. Вспоминаете ли образ своей хранительницы? Она соблюдает ваш договор?

4.. Делаете ли ежедневно технику с голубым пространством?

5.. как ощущаете свою ракушку опору?

 

Карол

  1. Я не просто выхожу погулять, это моя обязанность ходить помогать бабушке. Если бы не это, то я вообще бы тяжело выходила. Так что для меня эта забота о ней только на пользу. Правда не всегда хочется к ней заходить. Она постоянно давит на моё состояние своими нравоучениями. К сожалению, я не могу пока что сходить куда надо и купить то что продается только там. И вот она сидит и причитает, что хоть самой костыли бери и иди. А мне не приятно от её слов, обидно, хочется встать и уйти. Я иной раз разозлюсь, думаю вот сейчас пойду и дойду…но выхожу и понимаю…никуда я не дойду, на пол пути к цели меня начинает накрывать и я сворачиваю в сторону дома. И мне безумно обидно проигрывать в этой борьбе со страхом.
  2. Терплю панику. Она у меня странная. Вот везде пишут что длиться 10-30 минут. У меня вот такие вот приступы были в основном на работе. Всё остальное это какие-то непереносимые эпизоды страха и тревоги на улице. Меня как бы резко окутывает страх, но он так же резко и проходит, если я перехожу в зону комфорта или говорю себе то, что меня успокаивает. Бывает у меня эти 20-30 секунд в определенном месте. Раньше как на работу ходила так строго почти всегда на пол пути прихватит. Я себя успокою словами, что осталось то идти всего нечего и меня отпускает моментом.
  3. Образ хранительницы вспоминаю. Правда могу и забыть. Я же записывала всё, надо будет перечитать весь уговор.
  4. Да, эта техника меня успокаивает. Каждый день делаю. Ещё перед сном представляю, как выхожу на улицу (шум добавила).
  5. Про ракушку-опору я забыла….

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Я спросила про ваше желание пойти куда-то, а не необходимость. Куда вы искренне хотите пойти?

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Перечислите все свои определенные места, где охватывает краткосрочная паника. Опишите каждое, что общего у них всех, поищите.

2.Что говорите себе, что успокаивает? Чьим голосом, как выглядит ваша успокаивающая часть?

  1. В чем приступ на работе отличен от приступа в пути?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Это ваши ресурсы, которые нужно тренировать.

Хорошо, что шум добавили в картину улицы. Только не надо фантазировать про походы по улице самостоятельно. У такой  работы тоже свои правила)))

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Представьте свой город, свою улицу с шумом как можно реалистичнее. Опишите, что перед вами.
  2. Вы на пороге в безопасности. Отправьте свой страх туда вперед, в большой мир. Кто это пошел? Опишите. Помните о параметрах описания и чувствах, ощущениях тела, качество очень важно!

 

Карол

  1. Все эти места связаны с определенной отдаленность от зоны комфорта. Угол дома, пол пути до работы, поворот не по привычной дороге. Такое чувство, что после этих точек уже нет дороги назад).
  2. Говорю своим голосом, мой рассудок пытается успокоить моё тело так сказать. В последнее время успокаивает когда говорю себе практически матом, что надоело так жить, давай иди уже. Часто придумываю себе какие-то пункты спасения, типа того что зайду вон в тот подъезд или попрошу помощи вон у того дяденьки.
  3. Вот сегодня случился приступ у бабушки. Он был такой же, как и на работе. Он более долгий, хочется бежать, хочется ходить, я совершенно не могу сидеть. Спаслась валидолом и отвлечением на проглаживание бабушкиного кота. На улицы он более короткий и более интенсивный. Моментально плохо. А дома или на работе он развивается не так быстро. Но уличный и гаситься быстро в зоне комфорта. А на работе или дома только с таблеткой.

 

Карол. Спасибо что предупредили))), а то я уже в фантазии гуляю вовсю).

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Так можно вообще перейти жить в мир фантазий, тогда нет цели во внешнем пространстве, потребности удовлетворяются (хотя качество страдает) Не нужно!

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Перечислите списком куда хотите и что в каждом случае получите от посещения, какие чувства, выгоды и ощущения?

Чумакова Анжелика Васильевна. Как выглядит ваша успокаивающая часть?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Что отсекает дорогу назад и возможность возвращения? Были ли реальные случаи невозвращения, трагедии в семье, среди знакомых (моряк из плавания, воин из армии)?

 

Чумакова Анжелика Васильевна

  1. Что происходит с вами, когда ходите?
  2. Как успокаивает кот?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Спрашивая про разницу в приступах на улице (отдельно не менее трех-четырех) и в помещении (не менее трех-четырех примеров самонаблюдения), я хотела узнать поступенчато: чем запускается во внешнем мире, как чувствуете приближение, что происходит в самый напряженный момент, что срабатывает как успокоение?

Карол. Представила, как стою возле подъезда, смотрю в сторону парка. Мимо подъезда проходят люди, слышу их голоса, где-то шум пролетающего самолета (у нас часто летают, аэропорт рядом). Шум с трассы. Мне представилось, что из меня (где-то из района груди-живота) выпрыгнул какой-то совершенно чёрный мальчик как чертик и побежал вперед, поскакал прям.

 

Карол. Список мест посещения:

  1. Магазины. Получаю самостоятельность, приятное времяпровождение.
  2. Парки, клубы, кафе. Хочется жить нормально, веселиться как раньше. Это повышало мне настроение, давало возможность разрядки эмоциональной. Я бы чувствовала себя «живой».
  3. Работа. Мне кажется, что не будь бы невроза, я была бы очень успешной в карьере. Я могла бы много зарабатывать. Меня любят в коллективе, ко мне хорошо всегда относилось руководство. У меня всё бы получилось, я бы заработала себе на продолжение начатого ремонта. Если бы не агора я бы машину купила.

 

Карол. Она, наверное, никак не выглядит. Это просто мои мысли, которые воспроизводит мой мозг. Это я сама себя и успокаиваю. Мне на эту тему почему-то не приходит никаких ассоциаций и образов.

Карол. Нет, реальных трагедий невозвращения не было. Я имею ввиду те точки, после которых идти назад ещё страшнее, чем вперёд. Ну, или так же страшно. Это определённые рубежи такие. Возможно, это как границы зон терпимого.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Классно чертику скакать, он свободен? Куда он направился? Что с картиной?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Возьмите три листа А4. На одном нарисуйте, то что придет в голову как символ дороги до точки. На третьем символ, рисунок дороги после точи. А потом положите чистый лист между ними и спросите себя, что находится здесь, между дорогами?Смотрите на лист, ответ появится, нарисуете, выложите.

 

Карол

  1. Когда я хожу, как мне кажется, я сжигаю адреналин. А ещё моё тело как бы расслабляется. Ещё я внушила себе что так я повышаю давление, которое якобы упало. Я почему-то считаю своё давление низким, хотя 90/100 на 60 это в принципе не критично.

Кот просто отвлекает. Раньше у меня была крыска декоративная. Она мне тоже помогала. 2. Я глажу животное, беру его на руки, разговариваю с ним.

 

Карол. Чертик ускакал в парк и скрылся. Да, он свободен, он прям так резко выскакивал, так радостно.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Похоже, когда у вас приступ, то вы ощущаете, что из вас вышла энергия (давление упало), вы опустели, лишились чего то хорошего, а негативное, разрушительное(адреналин) вас наполнил?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Похоже, чертик-бедняга устал вас опекать и ходить следом. Как вам без него, ведь место в вашем психологическом пространстве свободно? Что хочется?

 

Карол.

  1. Лишаюсь ли я чего-то или нет, этого я не чувствую. А то, что адреналин разрывает меня, так это точно.
  2. Я уж испугалась, что у меня черти в душе или какие-то подселения сущности). Он так быстро ускакал, что я не успела ничего почувствовать. Просто как-будто что-то темное ушло из меня. Забавно. Чего-то конкретного не хочется. Пустоты после него не чувствую.

 

Карол. На самом деле там не большой рисунок. Рисунок образный. Сначала я нарисовала колючую проволоку, потом рядом поставила значок напряжения (ток). Потом нарисовала канаву, яму какую-то. Это я изобразила на третьем листке.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Как ощущаете это разрывающее действие адреналина в теле? температура, цвет, давление…На что похоже?

 

Карол. Я скорее всего имела ввиду образно «разрывает». Т.е. адреналин запускается в кровь, и разгоняются все эти неприятные симптомы паники.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Нет, конечно, чертик —  ваш страх! А он может быть в самом разном обличье. Ваш  в таком. Готовы ли вы в реальности уже без спутника-чертенка попробовать выйти не к бабушке, не по необходимости, а просто, но очень близко. Например, сделать 20-30 шагов в новом направлении и вернуться? Мне нужно чтобы вы провели небольшой эксперимент. Предварительно собрав все мной ранее перечисленные ресурсные состояния и уже без черненького спутника, который от вас сбежал))) Выберите направление и опробуйте свою несколько обновленную картину мира.

 

Карол. Да, 20-30 для меня это теперь вполне допустимо.

 

Чумакова Анжелика Васильевна. То есть сначала символ зоны комфорта, в конце — зона не возврата. Что между ними?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. Что чувствуете, глядя на эти рисунки? Что происходит на каждом этапе с человеком, который идет по такой дороге?

 

Чумакова Анжелика Васильевна. А как вы представляете себе механизм запускания адреналина? Что он делает в организме? Как к нему относитесь? Какого он цвета в крови, температуры, как выглядят его частички?

 

Карол. На первом этапе всё хорошо. У меня там цветочек. Всё спокойно. Потом, как будто  проваливаюсь в яму, всё сжимает. Далее я вижу пункт назначения и успокаиваюсь.

 

Карол. Я понимаю, что это химическая реакция. Из надпочечников выделяется в кровь гормон. Мне представляется, что он буквально выстреливает в кровь. Адреналин я представляю как какую-то небольшую долю жидкости бледно-желтого цвета. Больше у него других характеристик нет. Попадая в кровь он возбуждает нервную систему. Я никак к нему не отношусь) гормон как гормон.

 

Чумакова Анжелика Васильевна .В каких ситуациях, кроме приступа, этот гормон выстреливается в кровь? Как он выстреливается, какое устройство в почке вам представляется?

 

Карол. Завтра попробую выложить рисунки.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s