Мистерии как Божественный путь в человеческой судьбе.

Замечали ли вы, что сценарий в вашей или чьей-то жизни вдруг показался до боли знакомым? Или, что ваши решения и поступки словно диктуются кем-то? Если присмотреться, то в каждой жизни есть сценарии, которые описаны в мифах о жизни богов. Здесь есть и любовь, и смерть, и предательство, и возрождение, и рождение и….Сценарии божественной жизни спят в каждом из нас в форме архетипа. Люди научились в древности обращаться к этим сценариям в виде мистерий, включая силу, мудрость, проживая негативные сценарии символически, получая катарсис и инсайты. Современные люди, загнанные в рамки рациональной цивилизации, лишаются такого мощного личностного ресурса, как инициация через мистерии. Я, проводя тренинги в стиле мистерии, оценила ту мощь переживания, мотивации и вдохновения, очищения и психологической разрядки «подавляемого сумасшествия», которые дает эта форма психологической работы. Попытки развивать через рациональные инструменты волю, власть, богатство, успешность, лидерство, креативность, правополушарное мышление на этом фоне кажутся смешными.

Мистерии (от греч. «таинство, тайное священнодействие») — драматизированные религиозные ритуалы, вид тайных культовых мероприятий. Они представляли собой театрализованные представления, в которых участвовали с одной стороны посвященные, а с другой — посвящаемые лица. Они до сих пор остались загадкой в истории развития цивилизации. Появились они в Древнем Египте и Малой Азии, но наибольшее распространение получили в Древней Греции, Римской империи. Позднее мистерии были заимствованы христианством и стали составной частью христианского богослужения. Одним из наиболее известных мистерий стал обряд причащения.

Участников мистерий называли мистами, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами — объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и торжественными процессиями, заклинаниями, оргиями, плясками, поеданием символической и реальной пищи, приемом галюциногенов и т.д. Мистерии древний способ инициации и переживания единения с божественным началом, но с развитием монотеистической религии были вытеснены и приняли характер тайных действий.

Древние философы, такие, как Платон, Цицерон, придавали большое значение мистериям, к ним относились с огромным уважением.

Мистерии имели самые разные темы. Часто это было проживание смерти и возрождения Бога. Одновременно они были праздниками посвящения (инициации). Все желающие, за исключением преступников, могли пройти обряд посвящения, который представлял из себя театрализованное действие. Во время этого действия показывались сцены из жизни божеств, причём некоторые истории божественной жизни были скрыты от простых людей. В этом состояло определённое таинство. Праздники сопровождались ритуалами очищения, искупительными жертвами, покаянием в грехах, песнями, танцами, пирами, членовредительством и различными проявлениями экстаза. В некоторых традициях через год человек, посвящённый в мисты, мог получить окончательное посвящения, становясь эпотом (созерцающим), а впоследствии стать мистагогом, руководя другими мистериями.

Некоторые мистерии были государственными, как например Элевсинские. Ряд из них были разрешены лицам только одного пола (дионисии, фесмофории). Существовали также незаконные и даже преследуемые мистерии (орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибеллы).

Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь богини плодородия и земледелия Деметры и ее дочери Коры (Персефона — богиня-девушка и правительница царства мёртвых). Во время этих драматических действий воспроизводился миф о Деметре, ищущей свою дочь, умыкнутую Гадесом (богом подземного мира), участникам показывались священные предметы, вручался священный символ-колос,  раскрывались тайны, неизвестные другим людям. В результате мистры входили различными способами в измененное состояние сознания и прикасались к глубинам своего бессознательного, к глубоким слоям психики, где действуют архетипы. Это позволяло психологически и физически обновиться, приводило к катарсисам и инсайтам. Включало в человеке ресурсы божественной силы.

Самофракийские мистерии предохраняли от опасностей, особенно в море и сопровождались исповедью в грехах.

Критские мистерии были открыты для всех желающих. В них отображался миф о рождении, взрослении и воспитании Зевса на о.Крит.

Орфический культ основывался на легенде об обожествленном певце из Фракии Орфее, предпринявшем неудачную попытку спасти возлюбленную Эвридику из плена смерти. Но сам трагически погиб, будучи разорван киконскими женщинами за вмешательство в вакханалию.

Дионисийские мистерии  связаны с мифом о молодом Дионисе, который был расчленен Титанами, а потом возродился из сердца, сохраненного Афиной Палладой . Эти мистерии послужили началом для мистически-оргиастических празднеств, в частности вакханалии.

Самофракийские мистерии корибантов связаны с дионисийскими празднествами. Ритуальная драма представляла убийство  Кадмилла его  тремя братьями.

Мистерия, связанная с историей Адониса, справлялись ежегодно во многих частях Египта, Финикии и Библоса. История о том, как Адонис родился при помощи дикого вепря из миррового дерева, в которое была превращена богинями его мать Смирна. Его любили и воспитывали Афродита и Персефона, но , когда не поделили, то вмешался Зевс и приказал ему проводить часть года с Афродитой, часть с Персефоной, а часть- по своему усмотрению.

Из древнеегипетских мистерий известны мистерии, посвящённые Озирису и Изиде, в которых производилось символическое собирание частей тела разрубленного Озириса его сестрой-женой.

С приходом монотеистической религии мистерии перекочевали в разных формах драматизации в неё. В Европе мистерия к 14–16 векам превратилась в жанр религиозного театра и представляла собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов из Рождественской или Пасхальной служб. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако со временем в драму стал проникать народный язык выражения, усилилась действенность и зрелищная часть. Это противоречило канону церкви и в 1210 году папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях.

С тех пор представления были перенесены на папереть, что сделало религиозный театр ещё более популярным. Постепенно, в этих представлениях стали принимать участие миряне. Сюжеты из Библии и Евангелия перемежались с бытовыми интермедиями и комическими номерами.

Такое привнесение язычества нарушало саму идеологию религиозного театра, который должен был служить проводником идеологии христианства в массы. К середине 16 века мистерии были запрещены во многих странах Западной Европы.

Однако до сих пор люди могут быть свидетелями подобных театрализованных представлений во время празднеств, создающих особую радостную атмосферу.