Психодиагностика

Психодиагностика. «Предупрежден, значит вооружен» — древнее латинское выражение «Praemonitus, praemunitus» актуально для каждого, а не только для воинов. Знание своих психологических возможностей, способностей, ограничений и рисков, «слепых зон» позволяет выстроить свою жизнь и деятельность наилучшим образом, избежать неудач. Именно этому служат инструменты психодиагностики — тесты, опросники, проективные методики оценки.

Вы можете заказать:

  • Комплексная профориентационная психодиагностика с рекомендациями
  • Комплексная психодиагностика пары (при наличии супружеского конфликта или желании развивать имеющиеся отношения) с рекомендациями
  • Комплексная психодиагностика детско-родительских отношений с рекомендациями
  • Комплексная оценка готовности к родительству с рекомендациями
  • Комплексная оценка готовности к супружеству с рекомендациями

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Реклама

Коучинг карьеры

Коучинг карьеры: Нигде человека не учат устраиваться на работу и строить карьеру. Вместе с тем именно работа удовлетворяет материальные и моральные потребности, на ней мы проводим большую часть своей жизни. Можно ли легкомысленно относиться к этому вопросу? Конечно, нет! Тогда вам поможет коучинг карьеры!

Вы можете заказать:

  • Как создать убедительное резюме
  • Как успешно пройти собеседование
  • Технология эффективного начала карьеры
  • Технология результативного развития карьеры
  • Моббинг и противостояние ему

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Business-coaching или Бизнес-коучинг

Business-coaching: инструмент повышения эффективности руководителя, собственника, предпринимателя и прибыльности бизнеса, развитие управленческих компетенций для менеджеров и работа с личными целями в контексте организации.

Вы можете заказать:

  • Психологическая подготовка к открытию бизнеса
  • Управление изменениями в бизнесе и компании
  • Переговоры на любом уровне без возражений и поражений
  • Основы успешной деловой коммуникации
  • Технология создания команды для руководителя

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Навыковый профессиональный коучинг

Навыковый профессиональный коучинг : инструмент развития профессиональных навыков в заданной области, максимизации личностного потенциала под цели профессии и должностные требования.

Вы можете заказать:

  • Технология розничных консультационных продаж (сектор «В2С»)
  • Технология телемаркетинга и продаж по телефону (сектор «В2С»)
  • Технология телемаркетинга и продаж по телефону (сектор «В2В»)
  • Технология продаж корпоративному клиенту (сектор «B2B»)
  • Технология продаж для торгового представителя (сектор «B2B»)
  • Технология продаж для риэлтора (сектор «B2B»; «В2С»)

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Коучинг

«Коучинг — это сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни».

Именно такое определение дали коучингу в International Coach Federation. Коуч исходит из того, что все ограничения успеха и ресурсы для удачи уже есть в человеке, только скрыты от его сознания. Поэтому он так выстраивает беседу, чтобы сам клиент смог найти наиболее эффективный для себя путь достижения цели,  путь решения сложной ситуации или проблемы.Вам нужен коучинг, если Вы:

  • хотите достичь в жизни, карьере, бизнесе большего…
  • желаете улучшить качество своей жизни…
  • «буксуете на месте» и никуда не двигаетесь…
  • перед Вами стоит сложная проблема выбора…
  • у Вас получается «все как всегда…», а не так как хочется

 

Как проходит коучинговая сессия?
Коучинговая сессия длится 50-60 мин.

Клиент  выбирает  тему встречи, далее вместе с коучем  определяют цель сессии,  формулируют критерии результата. Специалист наблюдает, спрашивает и слушает,  помогает клиенту с помощью вопросов проанализировать ситуацию, найти новые внутренние и внешние ресурсы, спланировать действия.

В результате у клиента появляется видение наиболее эффективного пути достижения своей цели, решения задачи, происходит «расширение картины мира».

Сколько нужно коучинговых сессий?
Как правило, 10 сессий дают устойчивый эффект. Но, если вы почувствуете, что вам достаточно достигнутого результата ранее, вы сможете завершить встречи.

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Оn-line консультирование психолога

Экспертные консультации по любой проблематике Вы можете получить, не выходя из дома в любой точке мира, в любое время суток.

Вам подойдет on-line консультирование, если у Вас:

  • нет времени и возможности добираться в кабинет психолога
  • ненормированный график, большая занятость на работе, из-за которых  трудно встретиться с психологом очно
  • вам необходима срочная психологическая помощь экспертного уровня в любой точке мира, в любое время суток
  • по какой либо причине вы хотите оставаться анонимным даже для психолога

Преимущества on-line консультирования

  • помощь, которая не зависит от территориальной доступности специалиста-психолога
  • Вас больше не будут волновать вопросы: отпустят ли меня с работы? Сколько стоит дорога? Успею ли, нет ли пробок по пути? А есть ли такой же специалист у нас в городе? С кем я оставлю ребенка?
  • не потребуется денежных и временных затрат на транспорт
  • есть возможность встречаться в любое время суток
  • есть возможность сохранить анонимность при встрече со специалистом, выбрав аудиоформат или письменный формат общения
  • при выборе письменного формата консультирования у Вас будет возможность перечитывать, прорабатывать переписку со специалистом, что способно ускорить решение проблемы

Мы с вами работаем через:

  • SKYPE
  • Голосовые звонки Mail.Ru Агент
  • Переписку в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook)

Как заказать услугу?

Нажать кнопку заказа напротив нужной услуги. Оформление произойдет автоматически. После оформления заказа с Вами свяжется наш менеджер для уточнения времени оказания услуги и расскажет подробно про формы оплаты

Какие проблемы можно решить при помощи психолога?

  • длительный или пиковый стресс, истощение нервной системы, сочетание раздражительности и утомляемости, эмоциональное выгорание
  • психологические травмы после катастроф, аварий, ЧС
  • насилие — физическое, психологическое, сексуальное
  • тревога, вегетативные расстройства (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и проч.), страхи, фобии
  • нарушение пищевого поведения, булимия, анорексия
  • прокастинация
  • перфекционизм
  • нерешительность, неспособность принимать решения, делать выбор
  • смерть близких людей, потери здоровья, бизнеса, денег, животных и проч.ценностей
  • семейные проблемы, разводы, измены, ревность, угасание отношений, сексуальная дисгармония
  • неуверенность в себе, комплексы «отличника», «самозванца», «гадкого утенка», «неудачника» и т.п.
  • одиночество, расставание, неумение построить отношения в паре
  • возрастные кризисы, климакс
  • депрессивные состояния, депрессия
  • детско-родительские сложности, непослушание, уход из дома, плохая успеваемость, болезни, энурез, энпокрез
  • бездетность, неудачные попытки забеременеть
  • психосоматические заболевания
  • конфликты и давление в коллективе (моббинг), в семейных отношениях
  • навязчивые мысли и чувства
  • бедность, хроническая нехватка денег, банкротство
  • желание улучшить качество жизни, развиваться, достигать лучшего

Сколько нужно терапевтических сессий?

Одна консультация длится 50—60 минут. Первые встречи имеют диагностический характер, собирается информация о вашей проблеме, ставятся цели и определяются критерии. Количество консультаций Вы определяете совместно со специалистом. Для эффективной работы необходимо минимум 10 встреч. Эта цифра взята из опыта эффективного консультирования и не зависит от того, в какой форме проходит консультирование,  дистанционно или при личной встрече. На количество встреч влияют  психологическая готовность к решению проблемы, её сложность  и запущенность состояния, индивидуальные особенности клиента. Психолог не назначает лекарственные препараты, а работает немедикаментозными методиками, с которыми можно познакомиться, перейдя по ссылке в раздел «МОИ МЕТОДЫ»

 

Вы можете заказать:

  • Индивидуальное on-line консультирование
  • Семейное on-line консультирование
  • Родительское on-line консультирование
  • Помощь детям с подросткового возраста on-line

 

Чтобы приобрести в нашем интернет-магазине одну или несколько услуг, заполните форму представленную ниже!

Хронические боли, генетика, психология…психосоматика?

Хронические боли, генетика, психология…психосоматика? Читать «Хронические боли, генетика, психология…психосоматика?» далее

Невроз, панические атаки, проблемы с поиском смысла жизни

Невроз, панические атаки, проблемы с поиском смысла жизни Читать «Невроз, панические атаки, проблемы с поиском смысла жизни» далее

Как оставаться бедным?

FkyAsOLZIxU

30 июля на территории информационного маркета «Атриум» в ТРЦ «ОZ молл» я провела мастер-класс «Управление денежным потоком»

Интерес к теме большой, в ответ на объявление мероприятия  на различных ресурсах Интернета зарегистрировалось множество желающих стать более эффективными в своих отношениях с деньгами. А вот пришло ровно половина! При этом, когда менеджер проекта обзвонил этих людей, чтобы понять, не испытывают ли они трудностей с поиском места встречи, маршрутом, с транспортом, большинство искренне сокрушались, оказывается они «думали, что завтра», «поздно выехали, попали в пробку», «думали, что позже на час», «проспали» и т.п.

И организаторам обижаться здесь не на что! Конечно, такое поведение имеет свое объективное объяснение. Срабатывают психологические защитные механизмы. Именно, благодаря им, мы так долго мечтаем об одном, а живем в другом, останавливаемся на пути к успеху, здоровью, счастью, богатству. И никто, как вы понимаете, не останавливает в таком случае человека, кроме него самого, его защитных механизмов. Но ловушка защитных механизмов в том, что они срабатывают автоматически, не осознаются как причина неделания, отсутствия желанных изменений. Это переживается как лень, забывчивость, усталость, откладывание на потом, перепутывание, неожиданная потеря интереса, злость, приписывание другим своих мыслей и чувств и т.п.

Желаемые изменения на тренинге – это работа двух сторон: психолога-тренера и участника тренинга/коучинга. Чудес по мановению волшебной палочки в этом деле не бывает. Поэтому от участника тренинга требуется не меньше труда над своей проблемой или для своего развития, чем от ведущего. Только труд этот разный: от психолога-тренера-коуча требуется внимательность, компетентность, решительность и технологическая оснащенность работы, а от клиента смелость, искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и заданий для самостоятельной работы.

Психологические  защиты — это силы в психике человека, которые противодействуют его изменениям и расширению его поведенческого потенциала. В нашем случае, это силы, которые не позволяют людям, сознательно стремящимся к денежному успеху, стать богатыми ,они же не «пустили» на тренинг.

Когда то, в сложной жизненной ситуации (острой или хронической) этот механизм сработал как необходимый, полезный, способ действий был единственно возможным.  Например, в семье с агрессивными родителями ребенок вынужден подавлять свои желания, эмоции, стать «ниже травы, тише воды» Но когда этот ребенок вырастает, ситуация вокруг него изменяется, он получает силу и самостоятельность взрослого, а ведет себя в компании, с руководством так же, как с наказующими родителями. А ведь он уже не может быть избит гневным отцом или поставлен на соль в угол злобной матерью! Тогда что заставляет его так жить?

Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Именно защита позволила выжить ребенку из примера выше. Одна беда, этот механизм только позволяет адаптироваться, прогнуться под нечто неудобное, травмирующее, защищает, но не позволяет решить проблему, получить желаемое, достичь целей будущего. Защиты не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Представьте, что вас одели в латы средневекового рыцаря лет в 12-15. Вы растете, а они нет, вы ходите в них в школу, в ВУЗ, затем на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это мешает расти, физически развиваться, это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным.

Психологических защит много, не буду их перечислять. Моя мысль, скорее, о другом, о том, как люди не добираются до желаемой цели, попадая в ловушку собственных защитных механизмов.

В нашем случае были и те участники мастер-класса, кто не попался в ловушку защит. Они успешно воспользовались  возможностью узнать правила жизни денег, осознать в ходе упражнений свои денежные ограничения, свои привычные малоэффективные способы строить отношения с деньгами, с людьми (какие же денежные отношения без других людей). Участники обнаружили свои неосознаваемые убеждения про деньги типа «на пути к богатству я обязательно буду падать, а потом подниматься», «чем больше богатство, тем больше опасностей вокруг», «так страшно, что надо просто действовать», «заработать деньги можно, а вот сохранить..», «слишком много искушений  возникает у богатого человека, боюсь за семью, друзей» Согласитесь с такими убеждениями далеко на пути к денежному богатству не продвинуться?!

Участники познакомились с чувствами и ощущениями, которые возникают на пути к желаемым деньгам: со страхом, тревогой, эйфорией, оцепенением, головокружением, обесцениванием и проч. Согласитесь, вряд ли такие состояния ресурсны!?

А вы знаете, какие убеждения управляют вашей жизнью, какие защиты ваши «любимые» ловушки на пути к лучшему качеству жизни?

Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы №4

У вас, дорогой читатель, появился материал для самоанализа. Теперь перейдем к методу, который поможет понять, какой этап жизни вы проживаете, и какие задачи развития вас ждут, какие проблемы могут возникать. Далее я цитирую статью психолога Елены Лопухиной. Она знакомит нас с теорией известного американского психотерапевта Джона Мойшера, который изучая древние ритуалы, пришел к выводу об их огромном психологическом значении для подготовки к прохождению испытаний каждого следующего годового сезона. «В этом смысле Мойшер условно выделяет четыре основных типа ритуалов. В этих ритуалах, как считает Мойшер, жители деревень, общин проигрывали возможные трудности будущего сезона. Задачей ритуалов была психологическая и частично физическая подготовка к сезонным изменениям, внутренняя настройка людей на готовность к изменению внешних условий и к решению будущих задач.

Рассмотрим эти четыре типа ритуалов. Между зимой и весной находится точка инкорпорации, между весной и летом — точка континуальности, между летом и осенью — точка сепарации, между осенью и зимой — точка трансформации. Если посмотреть на круг как на последовательность смены времен года, то можно ответвляющимися линиями отметить эти ритуалы, которые занимают очень мало времени, но являются репетицией, подготовкой к следующему сезону.

Итак, первый ритуал — это ритуал инкорпорации. Он предвосхищает весну и готовит к ней. Цель ритуала — включение, поскольку именно переход в весну подразумевает некоторое включение во что-то новое, в сообщество, в новую роль, возрастную категорию, в новый этап жизни.

Вспомним сказку о Снегурочке. Чтобы открыться весне, Снегурочка должна растаять. Она слишком холодна и должна открыться, полюбить. Ритуал инкорпорации связан с элементом Воды, с очищением. Чтобы принять новые качества, роль, новый этап жизни, нужно смыть с себя остатки старого, они уйдут вместе с водой. Многие современные ритуалы несут в себе отголоски древнего ритуала инкорпорации. Например, частично обряды крещения, омовения покойника — связаны с подготовкой человека к тому, чтобы он смог занять место в новой земной или загробной жизни. То, что в ритуале инкорпорации — главный акцент на элементе воды, не случайно. Каждый ритуал имеет свое пиковое переживание. На физическом плане это элемент Воды, а на психологическом — вода связана с эмоциональным реагированием, и поэтому пиковое переживание ритуала инкорпорации — эмоциональный катарсис, катарсис очищения. Это эмоциональное отреагирование: плач, стоны, крики, пение. Такой катарсис приносит эмоциональное освобождение. Этот ритуал изначально происходил перед сезоном, а дальше он распространился не только на подготовку к весне, но и к любой деятельности.

Второй тип ритуала — ритуал континуальности. Это — подготовка человека к переходу в лето. Весной человек полностью принадлежит новой роли, сообществу, растворяясь, сливаясь с ними. Любой процесс развития переживает свой медовый месяц — это и есть весна. Но медовый месяц рано или поздно кончается, период ощущения полной принадлежности сменяется некоторым разочарованием, возникает диалектическая потребность уже не принадлежать, кое- что перестает нравиться, не удовлетворяет, хочется чего-то другого. Поэтому лето — период, когда нарастает тенденция непринадлежности, стремление к уходу, завершению роли, но одновременно все еще сохраняется и тенденция принадлежности, включенности в какие-то отношения. Это двойственный, амбивалентный период, период максимального напряжения. Лето в разгаре, но именно в нем зреют зерна возможного разрыва, конфликта, сепарации. Лето — подготовка к сепарации. И целью ритуала континуальности является поддержание существования сообщества, его силы, устойчивости. На этом этапе подтверждается континуальность, продолженность, то есть то, что сообщество продолжает существовать, несмотря на внутренний конфликт. Чтобы обеспечить проживание периода амбивалентности и внутренней борьбы, необходимо укрепить веру в сообщество и подтвердить его существование, чему и служит ритуал континуальности. Этот ритуал способствует обнаружению собственного места в сообществе, собственной идентичности внутри сообщества без ухода из него.

Какие же ритуальные обряды несут в себе максимальный акцент континуальности? Это — всевозможные празднества, юбилеи, карнавалы, застолья, соревнования, где, с одной стороны, люди отмечают, что они все еще вместе, а с другой — именно во время этих ритуалов, которые есть не только празднества, но и соревнования, происходит определение ролей в сообществе: кто — главный, кто — второстепенный, каждый занимает место в соответствии со статусом, определяет свой вес, функцию, оценивает свое место в системе, свой личный вклад в жизнь сообщества. Кто в соревновании победил, садится поближе к старейшинам, кто пришел последним — подальше. Катарсис этого этапа, эмоциональное пиковое переживание на этой фазе — ощущение себя частью более широкого целого, собственной причастности к нему, которое переживается, как благоговение, контакт с более высоким смыслом, с Высшим началом. Древние племена чествовали своих предков, почитали их как богов. При этом они ощущали поддержку богов, предков, присутствие чего-то большего, чем они сами, и это поддерживало континуальность сообщества. Красивые и величественные, такие ритуалы подтверждали этическую систему ценностей данной культуры. Элементы таких ритуалов содержит в себе церковная служба, когда благодаря ее красоте и торжественности человек переживает состояние собственной причастности, чувство благоговения. Задача этого ритуала такова: хотя я и начинаю выделять себя из целого, но в то же время могу почувствовать себя значимой частью этого целого. Чтобы это противоречие не раздирало на части изнутри, человек должен ощутить смысл принадлежности к целому, а это возможно, только если мы осознаем нечто, выходящее за рамки обыденности. Ритуалы поддерживают и готовят человека к тому, чтобы он именно так переживал свое внутреннее отделение, начало этого процесса. Ритуал континуальности связан с элементом Воздуха, дающим движение вверх.

Затем следует ритуал сепарации, который готовит к осени. Осень — это период, когда человек перестает принадлежать сообществу, или Матери-Природе. Он теперь уже сам по себе, один против враждебной или, по крайней мере, не помогающей ему природы. То же происходит и с сообществом. Человек уходит в самостоятельную жизнь, он уже не ребенок, никто не поит и не кормит его, он должен стоять на своих ногах. Происходит сепарация: от природы, от сообщества, от роли, от отношений с другими. Цель ритуала сепарации — инициация человека в иное состояние бытия. Во время ритуала человек уточняет и заново определяет свою идентичность. Здесь он часто имеет дело со смертью старого, которое должно дать дорогу новому. В отличие от весны, где просто происходило включение в новое, здесь нередко нужно пройти через смерть и одиночество. Ритуалы сепарации включают тренировку концентрации внимания, развитие способности к волевому действию, а также обретение мастерства. На этом этапе главный элемент — Огонь, который символизирует прохождение через трудности. Нужно пройти через огонь, чтобы осуществить ритуал сепарации, и начать свое независимое существование, это — зона непринадлежности. На данном этапе возникает другой тип пикового переживания — катарсис конструкции, по Джону Мойшеру. Катарсис конструкции — переживание свершения, «мне удалось осуществить свои задачи», «я сделал это». Это переживание радости от того, что замысел воплощен, доведен до конца. В этом и состоит инициация — пережить, что смог, преодолел, сделал. Точка сепарации — это порог способности к собственным деяниям.

Примеры ритуалов такого типа — языческие ритуалы инициации юношей и девушек, проходивших сложные испытания, связанные с борьбой за выживание в стрессовых условиях. Инициация часто включала кровавые обряды. В ходе ритуала инициации человек должен был подготовиться к еще худшим условиям, трудностям реальной жизни. Поскольку реальная жизнь тогда, да и всегда, была трудна, возник такой тяжкий ритуал — с кровью, с оружием, болью и огнем. Среда сопротивляется. но человек действует вопреки ей.

Ритуал трансформации лежит на стыке осени и зимы. Смысл этого ритуала — исцеление индивида от некоторых условий, которые ему мешают достичь желаемого. Человек здесь должен пойти на определенное самоограничение, пройти через лишения. В отличие от ритуала сепарации, здесь необязательны именно физические испытания и боль. Эти ритуалы предполагают глубокие внутренние изменения в состоянии сознания, мышления. В ходе подобного ритуала человек реально или в своем воображении как бы спускается в подземелье, в глубокую тьму. Люди либо буквально уходили в пещеры, «в подземный мир» с тем, чтобы достичь знания, либо познание тайн, духовной правды извлекалось из глубин личности, из внутренних ресурсов человека. Это период обретения мудрости, и он ассоциируется с элементом Земли. Человек мог уходить в скит, стать отшельником, чтобы остаться наедине с собой, прийти к контакту со своим глубинным бессознательным и оттуда достичь гнозиса. Гнозис — пиковое переживание данного ритуала переживание просветления, понимания сути вещей, сакрального соединения противоположностей. В мифах и сказках оно связано с божественным браком и в этом смысле с достижением целостности.

Описанные ритуалы фактически совпадают с тем, что происходит в течение года. Весной человек принадлежал другому, летом одновременно принадлежал и не принадлежал другому, осенью оказался один среди пустыни, а зимой через глубинный контакт с собой, через катарсис гнозиса он начинает принадлежать самому себе. Пройдя точку корпорации, человек включался в сообщество и всю весну наслаждался этим. Летом, ощущая себя частью целого, уже понимал, что существует и отдельно от него, это — диалектический период. Осенью он самоопределяется, понимает, чего стоит сам по себе. Зимой — находит мудрость и смысл в устройстве мироздания, становится частью вселенной, точнее он и есть вселенная. Это — период интеграции »
Далее предлагаю вам использовать архетип сезонности для распознавания собственных психологических проблем, связанных с нерешенностью задач сезона. Для этого можно использовать следующую классификацию, описанную тем же автором: «В статье Льюиса Стюарта вводится понятие о базовых негативных аффектах личности, которые тоже можно соотнести с архетипом сезонности. Рассмотрим каждый базовый негативный аффект по нескольким параметрам: фрустрирующее действие (события, ситуации), вызывающее аффект, вид аффекта, базовая метафора аффекта, базовая компенсирующая метафора (то есть какой архетипический образ компенсирует данный аффект и может быть инструментом психотерапевтического воздействия).

Первый аффект соответствует весне. Базовое действие здесь — отвержение. Базовый аффект — отвращение. Метафора аффекта — отчужденность. Базовая компенсирующая метафора для этого аффекта — вступление в некоторую утопическую общность, переживание катарсиса вхождения в эту общность. Нахождение утопической общности человеком означает, что произошло исцеление внутри сезона. Если мы хотим помочь клиенту, испытывающему отвращение к себе и к миру, которое описывается метафорой отчуждения, ему нужно помочь найти эту утопическую общность. Так гадкий утенок мечтал о прекрасных лебедях и обрел их.

Второй аффект (летний) — аффект ужаса. Это реакция на ситуацию неожиданного изменения. Метафорой этого аффекта является пропасть: впереди неизвестность, обычный порядок вещей изменился, человек ощущает, что душа уходит в пятки и он падает в пропасть. Рушится континуальность, возникает то, чего нет в опыте, ситуация выходит из-под контроля. Спасти может только вера в Высшую силу, для которой неизвестное является известным. Компенсирующая метафора — «Святая гора». Обожествление сил природы первобытным человеком, боявшимся неизвестности, — попытка совладания с аффектом ужаса. Это движение по вертикали снизу вверх, из пропасти на «Святую гору», человек находит смысл и свою идентичность в рамках более высокого целого. Бог, или Высшая сила, поднимает человека на ту высоту, с которой видны способы выбраться из пропасти, и он обретает устойчивость на новом уровне. Это соответствует тому катарсису, который мы назвали ранее катарсисом благоговения.

Третий — аффект ярости (осенний). Это реакция на события, ограничивающие свободу. Фрустрация переживается как аффект ярости. Человек, переживающий этот аффект, описывает своё состояние метафорой хаоса, взрыва. Ярость — как разрыв на части, хаотическое разметание на кусочки. Это один из двух основных способов переживания состояния стыда. Стыд переживается либо как стремление сжаться в точку, превратиться в ничто, или как слепая ярость, хаос, который также порождает превращение в ничто. Компенсирующая метафора для этого аффекта — метафора истинного порядка вещей, четкой структуры, закона мироздания.

Четвертый аффект (зимний) — мука, боль. Этот аффект является реакцией на потерю. Теряя нечто очень важное, человек испытывает боль. Метафорой аффекта боли является образ пустоты. Феноменологически депрессия — это переживание опустошенности. Когда боль становится невыносимой, включается механизм защиты, человек как бы ничего не чувствует, кроме пустоты. Компенсирующей метафорой аффекта боли является наполнение пустоты. А пустота может быть наполнена только красотой природы или красотой рукотворной, то есть рожденной творчеством. Когда внутренняя опустошенность заполняется, фактически это уже переход к весне. Безжизненность зимы переходит в красоту, наполненность чувствами. Вода согревает и орошает холодную землю. Рассмотрим теперь фазы архетипа сезонности как темы, возникающие вне зависимости от того, каков временной масштаб процесса развития. Каждому сектору круга соответствует определенная психологическая тема. Весна — тема поиска любви, Квест в поисках любви отвечает на вопрос — как найти любовь. Лето — тема поиска собственной идентичности. Человек ищет ее внутри чего-то большего. Осень — тема спасения, искупления и освобождения через испытания. Зима — тема принятия правды собственного «Я», собственного личностного опыта. Человек находит самого себя.

Но также эти этапы можно рассмотреть как четыре типа проблем, которые при этом возникают. Тема — это задача. Если она плохо решена, то возникает проблема, блок нормального развития, или «блок спонтанности» по Д. Мойшеру. Что же является блоком спонтанности?

Не то, что человек чувствует, а то, что с ним происходит. Эта схема во многом совпадает с классификацией аффектов, о которой уже говорилось. Весна — отвержение и пренебрежение. Лето — обман и предательство. Осень — стыд и унижение, чувство униженности. На четвертом этапе, спонтанность блокируется крайней степенью беспорядка, разрушением истинного порядка вещей, ведь зимой все должно быть упорядочено, кристаллизовано»

Таким образом, вы, используя информацию, полученную в ходе проективной самодиагностики, познакомившись  с описанием сезонов и их ритуалов, соответствующих задач личности, получили важную информацию о себе, возможно, были ответы, а возможно, появилось  больше вопросов.

  Получить ответы на свои вопросы, продолжить решение проблем, получить поддержку и поделиться открытиями вы сможете на моем тренинге «Время года моей души», программу которого вы найдете среди программ на B17 и, перейдя по ссылке 

Тренинг «Время года моей души»

 

Помните, от того, какова задача вашего актуального сезона, решается ли она, решена ли задача предыдущего сезона, зависит качество жизни человека, те проблемы, по замкнутому кругу, которых возможно он ходит.

 

Удачи вам в деле самопознания и развития! Заинтересовавшихся жду на моем  тренинге «Времена года моей души»

БЕСПЛАТНЫЙ СЕРВИС: Демо-консультация психолога

Человечество , как и во все века, сегодня панически боится сумасшествия и всего, что с ним ассоциируется. Этот страх породил множество мифов и фантазий вокруг психологии, психотерапии. Они останавливают страдающего человека на пути за помощью, на пути к психологу. Мне всегда очень жаль, когда клиент долго не решался обратиться за помощью, терял драгоценное время,а потом попадает таки ко мне, но с запущенными проблемами и в тяжелом состоянии. Иногда можно было обойтись без медикаментов и психиатра, иногда можно было сохранить отношения или достичь успеха в карьере, не потерять деньги, иногда можно вылечиться от болей душевных и физических болезней, если бы не потерянное время!

Читать о психологической помощи , слушать отзывы довольных клиентов психолога, изучать образование и опыт специалистов можно бесконечно. Однако «ослик, везущий мудрые книги, не есть мудрый ослик»! Лучше один раз самому попробовать, почувствовать, составить собственное впечатление о специалисте, чтобы понять,как выглядит терапия,  подходит ли он вам, вызывает ли доверие. А потом уже можно прийти на консультацию и решать свои проблемы. Именно поэтому я предлагаю бесплатный сервис.

Для чего вам  демо-консультация?

1. Вы сможете познакомиться со мной в рамках обсуждения вашей проблемы. Понять, подхожу ли вам как человек и специалист, чтобы продолжить решение проблем уже  на платной основе.
2. Для тех, кто никогда не сталкивался с психотерапией и с трудом представляет, что это такое, демо-консультация позволит получить опыт, перестать бояться .

Правила бесплатной демо-консультации:

1. Один человек может воспользоваться данной услугой только один раз.

2. Для получения данной услуги нужно зарегистрироваться по электронной почте, написав Фамилию Имя, телефон, адрес электронной почты:  shah-2006@mail.ru  


3.  Формат демо-консультации:  переписка в  Skype, вотцап

4.  Продолжительность демо-консультации  30 минут

5. Текст демо-консультации будет в открытом доступе на данном ресурсе с сохранением анонимности клиента в разделе «Анонимные демо-консультации»

Внимание: встреча в формате демо-консультации не позволяет решить проблему, она имеет ознакомительную цель.

 

 

Как составить генограмму

Генограмма – это семейная карта или схема истории семьи, в которой используется специальная символика для описания отношений, главных событий и изменений в семье в разных поколениях. Специалисты в сфере здравоохранения, включая психическое здоровье, часто использую генограммы для выявления закономерностей в психическом и физическом здоровье родственников — например, депрессию, биполярное расстройство, рак и генетические заболевания. Чтобы составить генограмму, сначала вам нужно будет опросить родственников. Затем вы сможете нарисовать схему, состоящую из стандартных значков, которая будет фиксировать особую историю вашей семьи.

Шаг 1 из 3:
Решите, что вы хотите узнать с помощью генограммы

  1. Изображение с названием Make a Genogram Step 1
    1

    Подумайте, зачем вам нужна генограмма. Понимание своей цели поможет вам сконцентрироваться на той информации, которую вы хотите получить о своей семье. Это также позволит вам решить, с кем вы поделитесь этой информацией. Иногда полученная информация может расстроить или оказаться неожиданной для кого-нибудь из членов семьи, поэтому вам придется действовать по обстоятельствам.

    • С помощью генограммы можно проследить наследственность и различные проблемы: злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, физическая жестокость, а также самые разные заболевания.
    • Генограммы позволяют медикам проследить историю вашего психического и физического состояния, связав ее с историей семьи.
  2. Изображение с названием Make a Genogram Step 2
    2

    Поймите, что вы хотите найти. Когда вы будете знать, зачем вам нужна генограмма (для врача, для домашнего задания на учебе, для лучшего понимания семейной истории), вам будет проще правильно построить работу с генограммой.

    • Генограммы похожи на семейные древа, однако на генограмме вы рассматриваете не только ветви, но и листья на каждой из ветвей. Вы узнаете не только, кто есть в вашей семье, но и как все связаны физически и психически
    • На генограмме видно, кто женился, развелся, овдовел и так далее. Там также будет информация о том, сколько детей есть в каждой паре, каков каждый ребенок и каковы отношения между членами семьи не только на одном физическом уровне.
    • Подумайте, какую информацию вы хотите получить от готовой генограммы. Вы хотите знать, у кого в вашей семье была депрессия, зависимости, рак? Возможно, вы хотите понять, почему ваша мать и ее мать никогда не ладили? Если вы будете искать именно то, что вам нужно, вы построите генограмму, которая даст вам ответы на ваши вопросы.[1]
  3. Изображение с названием Make a Genogram Step 3
    3

    Решите, сколько поколений будет на генограмме. Это позволит вам понять, с кем вам нужно будет пообщаться, чтобы получить нужную информацию, и будет ли это возможно, учитывая возраст и географическое положение этих людей.

    • К счастью, электронная почта, Skype и другие средства общения всегда будут в вашем распоряжении — они помогут вам связаться с родственниками, которых вы никогда не видели.
    • Зная, сколько поколений вы хотите отследить, вы сможете сделать процесс более простым и быстрым. Вы хотите начать со своих бабушки и дедушки? Возможно, вам нужно дойти до их родителей? Решите, сколько поколений вам нужно, и вы поймете, с кем вам нужно связаться.
  4. Изображение с названием Make a Genogram Step 4
    4

    Составьте список вопросов, которые вы будете задавать себе и своим родственникам.[2] Отталкиваясь от того, что вы хотите увидеть на генограмме, составьте вопросы, которые помогут вам получить нужную информацию как можно быстрее. Вот несколько примеров таких вопросов:

    • «Начнем с твоей бабушки. Как ее звали? За кем она была замужем? Когда она умерла? Кто она была по национальности?»
    • «Сколько детей было у родителей твоей мамы?»
    • «Были ли у [имя родственника] проблемы с употреблением наркотиков или алкоголя?»
    • «Были ли у [имя родственника] психические или физические заболевания? Какие?»

Шаг 2 из 3:
Изучите историю семьи

  1. Изображение с названием Make a Genogram Step 5
    1

    Запишите то, что вы уже знаете. Скорее всего, вы уже что-то знаете об истории своей семьи, особенно если вы близки с одним или несколькими родственниками.

    • Возьмите вопросы, которые вы уже составили, и подумайте, на какие из них вы можете ответить сами.
  2. Изображение с названием Make a Genogram Step 6
    2

    Поговорите с родственниками. Когда ваших собственных знаний станет недостаточно, поговорите с родственниками. Задайте им вопросы о связях в семье и о важных семейных событиях. Делайте подробные записи.

    • Слушая истории родственников, вы не только получите ответы на свои вопросы, но и узнаете что-то, чего не знали раньше и о чем не задумывались.
    • Помните, что не всем членам семьи понравятся эти разговоры.
    • Будьте готовы выслушать большое количество историй. Это один из лучших способов получить и передать информацию о семье. Внимательно слушайте, задавайте вопросы, требующие развернутых ответов, которые побудят человека рассказать вам больше.
  3. Изображение с названием Make a Genogram Step 7
    3

    Изучите семейные документы и информацию в интернете. Родственники не всегда будут помнить все, что вам нужно, или они могут не захотеть рассказывать вам что-то.

    • Поиск в интернете и семейные документы помогут вам проверить то, что вам уже рассказали родственники, или получить недостающую информацию.
    • Помните, что вы должны быть уверены в том, что эта информация точная, если вы намерены использовать ее.
  4. Изображение с названием Make a Genogram Step 8
    4

    Проанализируйте свою собственную историю. Если у вас достаточно личной информации, она поможет вам проследить историю.

    • Соберите информацию из своей медицинской карточки.
    • Учтите все препараты, которые вы принимаете, поскольку эта информация поможет понять, принимают ли ваши родственники эти же или схожие препараты для лечения заболевания.
  5. Изображение с названием Make a Genogram Step 9
    5

    Изучите связи внутри семьи. Составляя генограмму, нужно знать, как все в вашей семье связаны между собой. Изучите союзы родственников, соберите информацию о браках, разводах, детях и прочие данные.

    • Зафиксируйте, кто женат или замужем, кто разведен, кто живет не в браке.
    • Овдовел ли кто-нибудь? Кто-нибудь расстался или был разлучен насильно?
    • В зависимости от того, что вы хотите получить от генограммы, вам, возможно, придется задавать сложные и иногда неприятные вопросы родственникам, которые помогут вам установить связи. Возможно, вам придется выяснить, были ли у ваших родственников связи на стороне или краткосрочные отношения и сколько их было. Важно также выяснить, вступал ли кто-нибудь в отношения по принуждению.
    • Помните о том, с кем вы разговаривайте, и аккуратно подбирайте вопросы, поскольку некоторым родственникам они могут быть неприятны.
  6. Изображение с названием Make a Genogram Step 10
    6

    Изучите эмоциональные связи. Теперь вы знаете, как все связаны, поэтому пришло время узнать, какие эмоциональные отношения были или есть между родственниками. Ответы на вопросы об эмоциональных связях очень важны, если вы хотите выявить какие-либо психологические факторы в семье.

    • Любят ли друг друга члены семейного союза? Хорошо ли они ладят друг с другом? Возможно, кто-то из родственников ненавидит друг друга.
    • Когда вы начнете глубже погружаться в эти вопросы, поищите признаки насилия или пренебрежения. Можно даже пойти дальше и отделить физические факторы от эмоциональных.

Шаг 3 из 3:
Составьте генограмму

  1. Изображение с названием Make a Genogram Step 11
    1
    Выберите шаблон для генограммы. Такие шаблоны можно найти в интернете или нарисовать самостоятельно от руки.[3][4] Можно купить специальную компьютерную программу для создания генограммы.
  2. Изображение с названием Make a Genogram Step 12
    2

    Для обозначения родственников и связей (как обычных, так и распавшихся) используйте стандартные значки генограммы.[5] Значки являются визуальными обозначениями информации, которую вы собрали во время разговоров. Можно нарисовать эти символы от руки или с помощью функций «рисовать» или «формы» в приложении Word.

    • Мужчины обозначаются квадратом. Если хотите изобразить брак, расположите квадрат слева.
    • Женщины обозначаются кругом. Если хотите изобразить брак, расположите круг справа.
    • Одна горизонтальная линия означает брак, а две наклонные черты — развод или расставание.
    • Самый старший ребенок должен быть размещен в нижнем левом углу семьи, а самый младший — в нижнем правом.
    • Все прочие символы позволяют изобразить семейные события: беременности, выкидыши, болезни, смерти. Существует также значок бриллианта, который обозначает домашних животных.
  3. Изображение с названием Make a Genogram Step 13
    3

    Оформите схему на основании семейных связей так, чтобы самое старое поколение из тех, что вас интересует, оказалось сверху. Например, можно начать генограмму с бабушки и дедушки либо даже с их родителей. Генограммы демонстрируют разнообразие семейных отношений, а также определенные закономерности или заболевания.

    • В генограммах есть символы, которые обозначают такие взаимодействия, как конфликт, близость, отчуждение и так далее. У эмоциональных связей есть особые значки, которые делают генограмму понятной.
    • Существуют также символы для обозначения сексуального и физического насилия, а также психических и физических расстройств.
  4. Изображение с названием Make a Genogram Step 14
    4

    Поищите закономерности. Когда ваша генограмма будет готова, изучите ее и поищите закономерности. Есть много наследственных программ или особых психологических склонностей, которые становятся заметными на такой схеме.

    • Не делайте поспешных выводов. Данные — это полезно, но не стоит использовать их для подтверждения того, что в семье передается определенное заболевание или психическое расстройство. Поговорите со специалистом и попросите его проанализировать наследственность.
    • Не делайте выводы о мотивах родственников на основании генограммы и не идите на конфликт, вооружившись этой информацией. Возможно, ваша тетя действительно бросает работу каждый раз, когда находит ее, а ваша двоюродная сестра любит уводить парней у других девушек, однако не стоит говорить людям о том, что им нужна консультация психотерапевта, лишь на основании генограммы. Не осуждайте родственников из-за полученной генограммы. Прежде чем сделать выводы, поговорите с родственниками или с психологом.
    • Если вы описываете историю семьи, закономерности помогут вам понять, почему в прошлом родственники переехали в другое место, какие отношения были между членами семьи. Кроме того, вы, возможно, узнаете о других родственниках, которые не были официально признаны вашей семьей.

Советы

  • Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.
  • Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь своей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.
  • Генограммы также составляют для определенных видов животных и растений с целью выявить мутации, навыки выживания и прочее.
  • Составление генограммы может стать отличным заданием для школьников. Попросите учеников выбрать известного человека, изучить его семью и происхождение и попытаться составить генограмму. С помощью интернета сделать это будет не очень трудно, но помните, что не вся информация находится в открытом доступе. Это упражнение должно быть интересным, но не выматывающим, и требовать большой точности не стоит.
  • Генограммы также называются исследованием Макгодрика-Герсона и схемами Lapidus Schematic. [6]

Предупреждения

  • Не используйте генограмму для решения конфликтов с членом семьи без помощи адвоката или специалиста в сфере здравоохранения.

Что вам понадобится

  • Ручки

  • Блокнот для записей

  • Бумага для рисования

  • Программа для обработки текстов (по выбору)

  • Шаблон для генораммы или программное обеспечение для создания генограммы

Архетип сезонности в жизни человека: задачи и проблемы не решения. #2

У вас, дорогой читатель, появился материал для самоанализа. Теперь перейдем к методу, который поможет понять, какой этап жизни вы проживаете, и какие задачи развития вас ждут, какие проблемы могут возникать. Далее я цитирую статью психолога Елены Лопухиной. Она знакомит нас с теорией известного американского психотерапевта Джона Мойшера, который изучая древние ритуалы, пришел к выводу об их огромном психологическом значении для подготовки к прохождению испытаний каждого следующего годового сезона. «В этом смысле Мойшер условно выделяет четыре основных типа ритуалов. В этих ритуалах, как считает Мойшер, жители деревень, общин проигрывали возможные трудности будущего сезона. Задачей ритуалов была психологическая и частично физическая подготовка к сезонным изменениям, внутренняя настройка людей на готовность к изменению внешних условий и к решению будущих задач.

Рассмотрим эти четыре типа ритуалов. Между зимой и весной находится точка инкорпорации, между весной и летом — точка континуальности, между летом и осенью — точка сепарации, между осенью и зимой — точка трансформации. Если посмотреть на круг как на последовательность смены времен года, то можно ответвляющимися линиями отметить эти ритуалы, которые занимают очень мало времени, но являются репетицией, подготовкой к следующему сезону.

Итак, первый ритуал — это ритуал инкорпорации. Он предвосхищает весну и готовит к ней. Цель ритуала — включение, поскольку именно переход в весну подразумевает некоторое включение во что-то новое, в сообщество, в новую роль, возрастную категорию, в новый этап жизни.

Вспомним сказку о Снегурочке. Чтобы открыться весне, Снегурочка должна растаять. Она слишком холодна и должна открыться, полюбить. Ритуал инкорпорации связан с элементом Воды, с очищением. Чтобы принять новые качества, роль, новый этап жизни, нужно смыть с себя остатки старого, они уйдут вместе с водой. Многие современные ритуалы несут в себе отголоски древнего ритуала инкорпорации. Например, частично обряды крещения, омовения покойника — связаны с подготовкой человека к тому, чтобы он смог занять место в новой земной или загробной жизни. То, что в ритуале инкорпорации — главный акцент на элементе воды, не случайно. Каждый ритуал имеет свое пиковое переживание. На физическом плане это элемент Воды, а на психологическом — вода связана с эмоциональным реагированием, и поэтому пиковое переживание ритуала инкорпорации — эмоциональный катарсис, катарсис очищения. Это эмоциональное отреагирование: плач, стоны, крики, пение. Такой катарсис приносит эмоциональное освобождение. Этот ритуал изначально происходил перед сезоном, а дальше он распространился не только на подготовку к весне, но и к любой деятельности.

Второй тип ритуала — ритуал континуальности. Это — подготовка человека к переходу в лето. Весной человек полностью принадлежит новой роли, сообществу, растворяясь, сливаясь с ними. Любой процесс развития переживает свой медовый месяц — это и есть весна. Но медовый месяц рано или поздно кончается, период ощущения полной принадлежности сменяется некоторым разочарованием, возникает диалектическая потребность уже не принадлежать, кое- что перестает нравиться, не удовлетворяет, хочется чего-то другого. Поэтому лето — период, когда нарастает тенденция непринадлежности, стремление к уходу, завершению роли, но одновременно все еще сохраняется и тенденция принадлежности, включенности в какие-то отношения. Это двойственный, амбивалентный период, период максимального напряжения. Лето в разгаре, но именно в нем зреют зерна возможного разрыва, конфликта, сепарации. Лето — подготовка к сепарации. И целью ритуала континуальности является поддержание существования сообщества, его силы, устойчивости. На этом этапе подтверждается континуальность, продолженность, то есть то, что сообщество продолжает существовать, несмотря на внутренний конфликт. Чтобы обеспечить проживание периода амбивалентности и внутренней борьбы, необходимо укрепить веру в сообщество и подтвердить его существование, чему и служит ритуал континуальности. Этот ритуал способствует обнаружению собственного места в сообществе, собственной идентичности внутри сообщества без ухода из него.

Какие же ритуальные обряды несут в себе максимальный акцент континуальности? Это — всевозможные празднества, юбилеи, карнавалы, застолья, соревнования, где, с одной стороны, люди отмечают, что они все еще вместе, а с другой — именно во время этих ритуалов, которые есть не только празднества, но и соревнования, происходит определение ролей в сообществе: кто — главный, кто — второстепенный, каждый занимает место в соответствии со статусом, определяет свой вес, функцию, оценивает свое место в системе, свой личный вклад в жизнь сообщества. Кто в соревновании победил, садится поближе к старейшинам, кто пришел последним — подальше. Катарсис этого этапа, эмоциональное пиковое переживание на этой фазе — ощущение себя частью более широкого целого, собственной причастности к нему, которое переживается, как благоговение, контакт с более высоким смыслом, с Высшим началом. Древние племена чествовали своих предков, почитали их как богов. При этом они ощущали поддержку богов, предков, присутствие чего-то большего, чем они сами, и это поддерживало континуальность сообщества. Красивые и величественные, такие ритуалы подтверждали этическую систему ценностей данной культуры. Элементы таких ритуалов содержит в себе церковная служба, когда благодаря ее красоте и торжественности человек переживает состояние собственной причастности, чувство благоговения. Задача этого ритуала такова: хотя я и начинаю выделять себя из целого, но в то же время могу почувствовать себя значимой частью этого целого. Чтобы это противоречие не раздирало на части изнутри, человек должен ощутить смысл принадлежности к целому, а это возможно, только если мы осознаем нечто, выходящее за рамки обыденности. Ритуалы поддерживают и готовят человека к тому, чтобы он именно так переживал свое внутреннее отделение, начало этого процесса. Ритуал континуальности связан с элементом Воздуха, дающим движение вверх.

Затем следует ритуал сепарации, который готовит к осени. Осень — это период, когда человек перестает принадлежать сообществу, или Матери-Природе. Он теперь уже сам по себе, один против враждебной или, по крайней мере, не помогающей ему природы. То же происходит и с сообществом. Человек уходит в самостоятельную жизнь, он уже не ребенок, никто не поит и не кормит его, он должен стоять на своих ногах. Происходит сепарация: от природы, от сообщества, от роли, от отношений с другими. Цель ритуала сепарации — инициация человека в иное состояние бытия. Во время ритуала человек уточняет и заново определяет свою идентичность. Здесь он часто имеет дело со смертью старого, которое должно дать дорогу новому. В отличие от весны, где просто происходило включение в новое, здесь нередко нужно пройти через смерть и одиночество. Ритуалы сепарации включают тренировку концентрации внимания, развитие способности к волевому действию, а также обретение мастерства. На этом этапе главный элемент — Огонь, который символизирует прохождение через трудности. Нужно пройти через огонь, чтобы осуществить ритуал сепарации, и начать свое независимое существование, это — зона непринадлежности. На данном этапе возникает другой тип пикового переживания — катарсис конструкции, по Джону Мойшеру. Катарсис конструкции — переживание свершения, «мне удалось осуществить свои задачи», «я сделал это». Это переживание радости от того, что замысел воплощен, доведен до конца. В этом и состоит инициация — пережить, что смог, преодолел, сделал. Точка сепарации — это порог способности к собственным деяниям.

Примеры ритуалов такого типа — языческие ритуалы инициации юношей и девушек, проходивших сложные испытания, связанные с борьбой за выживание в стрессовых условиях. Инициация часто включала кровавые обряды. В ходе ритуала инициации человек должен был подготовиться к еще худшим условиям, трудностям реальной жизни. Поскольку реальная жизнь тогда, да и всегда, была трудна, возник такой тяжкий ритуал — с кровью, с оружием, болью и огнем. Среда сопротивляется. но человек действует вопреки ей.

Ритуал трансформации лежит на стыке осени и зимы. Смысл этого ритуала — исцеление индивида от некоторых условий, которые ему мешают достичь желаемого. Человек здесь должен пойти на определенное самоограничение, пройти через лишения. В отличие от ритуала сепарации, здесь необязательны именно физические испытания и боль. Эти ритуалы предполагают глубокие внутренние изменения в состоянии сознания, мышления. В ходе подобного ритуала человек реально или в своем воображении как бы спускается в подземелье, в глубокую тьму. Люди либо буквально уходили в пещеры, «в подземный мир» с тем, чтобы достичь знания, либо познание тайн, духовной правды извлекалось из глубин личности, из внутренних ресурсов человека. Это период обретения мудрости, и он ассоциируется с элементом Земли. Человек мог уходить в скит, стать отшельником, чтобы остаться наедине с собой, прийти к контакту со своим глубинным бессознательным и оттуда достичь гнозиса. Гнозис — пиковое переживание данного ритуала переживание просветления, понимания сути вещей, сакрального соединения противоположностей. В мифах и сказках оно связано с божественным браком и в этом смысле с достижением целостности.

Описанные ритуалы фактически совпадают с тем, что происходит в течение года. Весной человек принадлежал другому, летом одновременно принадлежал и не принадлежал другому, осенью оказался один среди пустыни, а зимой через глубинный контакт с собой, через катарсис гнозиса он начинает принадлежать самому себе. Пройдя точку корпорации, человек включался в сообщество и всю весну наслаждался этим. Летом, ощущая себя частью целого, уже понимал, что существует и отдельно от него, это — диалектический период. Осенью он самоопределяется, понимает, чего стоит сам по себе. Зимой — находит мудрость и смысл в устройстве мироздания, становится частью вселенной, точнее он и есть вселенная. Это — период интеграции »
Далее предлагаю вам использовать архетип сезонности для распознавания собственных психологических проблем, связанных с нерешенностью задач сезона. Для этого можно использовать следующую классификацию, описанную тем же автором: «В статье Льюиса Стюарта вводится понятие о базовых негативных аффектах личности, которые тоже можно соотнести с архетипом сезонности. Рассмотрим каждый базовый негативный аффект по нескольким параметрам: фрустрирующее действие (события, ситуации), вызывающее аффект, вид аффекта, базовая метафора аффекта, базовая компенсирующая метафора (то есть какой архетипический образ компенсирует данный аффект и может быть инструментом психотерапевтического воздействия).

Первый аффект соответствует весне. Базовое действие здесь — отвержение. Базовый аффект — отвращение. Метафора аффекта — отчужденность. Базовая компенсирующая метафора для этого аффекта — вступление в некоторую утопическую общность, переживание катарсиса вхождения в эту общность. Нахождение утопической общности человеком означает, что произошло исцеление внутри сезона. Если мы хотим помочь клиенту, испытывающему отвращение к себе и к миру, которое описывается метафорой отчуждения, ему нужно помочь найти эту утопическую общность. Так гадкий утенок мечтал о прекрасных лебедях и обрел их.

Второй аффект (летний) — аффект ужаса. Это реакция на ситуацию неожиданного изменения. Метафорой этого аффекта является пропасть: впереди неизвестность, обычный порядок вещей изменился, человек ощущает, что душа уходит в пятки и он падает в пропасть. Рушится континуальность, возникает то, чего нет в опыте, ситуация выходит из-под контроля. Спасти может только вера в Высшую силу, для которой неизвестное является известным. Компенсирующая метафора — «Святая гора». Обожествление сил природы первобытным человеком, боявшимся неизвестности, — попытка совладания с аффектом ужаса. Это движение по вертикали снизу вверх, из пропасти на «Святую гору», человек находит смысл и свою идентичность в рамках более высокого целого. Бог, или Высшая сила, поднимает человека на ту высоту, с которой видны способы выбраться из пропасти, и он обретает устойчивость на новом уровне. Это соответствует тому катарсису, который мы назвали ранее катарсисом благоговения.

Третий — аффект ярости (осенний). Это реакция на события, ограничивающие свободу. Фрустрация переживается как аффект ярости. Человек, переживающий этот аффект, описывает своё состояние метафорой хаоса, взрыва. Ярость — как разрыв на части, хаотическое разметание на кусочки. Это один из двух основных способов переживания состояния стыда. Стыд переживается либо как стремление сжаться в точку, превратиться в ничто, или как слепая ярость, хаос, который также порождает превращение в ничто. Компенсирующая метафора для этого аффекта — метафора истинного порядка вещей, четкой структуры, закона мироздания.

Четвертый аффект (зимний) — мука, боль. Этот аффект является реакцией на потерю. Теряя нечто очень важное, человек испытывает боль. Метафорой аффекта боли является образ пустоты. Феноменологически депрессия — это переживание опустошенности. Когда боль становится невыносимой, включается механизм защиты, человек как бы ничего не чувствует, кроме пустоты. Компенсирующей метафорой аффекта боли является наполнение пустоты. А пустота может быть наполнена только красотой природы или красотой рукотворной, то есть рожденной творчеством. Когда внутренняя опустошенность заполняется, фактически это уже переход к весне. Безжизненность зимы переходит в красоту, наполненность чувствами. Вода согревает и орошает холодную землю. Рассмотрим теперь фазы архетипа сезонности как темы, возникающие вне зависимости от того, каков временной масштаб процесса развития. Каждому сектору круга соответствует определенная психологическая тема. Весна — тема поиска любви, Квест в поисках любви отвечает на вопрос — как найти любовь. Лето — тема поиска собственной идентичности. Человек ищет ее внутри чего-то большего. Осень — тема спасения, искупления и освобождения через испытания. Зима — тема принятия правды собственного «Я», собственного личностного опыта. Человек находит самого себя.

Но также эти этапы можно рассмотреть как четыре типа проблем, которые при этом возникают. Тема — это задача. Если она плохо решена, то возникает проблема, блок нормального развития, или «блок спонтанности» по Д. Мойшеру. Что же является блоком спонтанности?

Не то, что человек чувствует, а то, что с ним происходит. Эта схема во многом совпадает с классификацией аффектов, о которой уже говорилось. Весна — отвержение и пренебрежение. Лето — обман и предательство. Осень — стыд и унижение, чувство униженности. На четвертом этапе, спонтанность блокируется крайней степенью беспорядка, разрушением истинного порядка вещей, ведь зимой все должно быть упорядочено, кристаллизовано»

Таким образом, вы, используя информацию, полученную в ходе проективной самодиагностики, познакомившись  с описанием сезонов и их ритуалов, соответствующих задач личности, получили важную информацию о себе, возможно, были ответы, а возможно, появилось  больше вопросов.

Получить ответы на свои вопросы, продолжить решение проблем, получить поддержку и поделиться открытиями вы сможете на моем тренинге «Время года моей души», программу которого вы найдете среди программ на B17 и, перейдя по ссылке chumakova.org/тренинг-время-года-моей-души/

Помните, от того, какова задача вашего актуального сезона, решается ли она, решена ли задача предыдущего сезона, зависит качество жизни человека, те проблемы, по замкнутому кругу, которых возможно он ходит.

Удачи вам в деле самопознания и развития! Заинтересовавшихся жду на моем  тренинге «Времена года моей души»